Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, известный своими конфликтами с кандидатом в президенты Михаилом Касьяновым, губернатором Московской области Борисом Громовым, европейскими нефтяниками и золотодобытчиками, а также еще десятком высокопоставленных чиновников и бизнесменов, подал в отставку. А потом решил остаться.
В начале января 2007 года Росприроднадзор, ставший со времени его создания в 2004 году одним из самых активных ведомств в российском правительстве, вновь оказался в центре внимания прессы.
Сначала стало известно, что в отставку засобирался глава Росприроднадзора Сергей Сай. По данным газеты "Коммерсант", у чиновника возникли разногласия с главой Минприроды Юрием Трутневым. Министр еще в 2006 году, когда Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности Росприроднадзора, заявлял о том, что недоволен Саем.
Отставка главы Росприроднадзора официально так и не состоялась – в правительстве прошение чиновника пока не принято. Тем не менее, СМИ уже начали гадать, кто займет его место. Естественно, что сразу же замелькало имя Олега Митволя. Из всех заместителей Сая он работал в Росприроднадзоре дольше других, и, в отличие от всех прочих, его деятельность хотя бы была видна общественности.
Правда, сам Митволь информацию о своем возможном назначении не подтверждал. "Назначат – буду, не назначат – не буду", - заявил замглавы Росприроднадзора корреспонденту "Ленты.Ру".
Другой кандидатурой на пост главы Росприроднадзора назывался бывший первый вице-губернатор Ленинградской области Владимир Кириллов. Почему в правительстве обсуждается именно кандидатура Кириллова, работающего, по данным РИА Новости, в одной из частных компаний, связанных с нефтяной отраслью, неизвестно.
А 18 января стало известно, что прошение об отставке по собственному желанию на имя Юрия Трутнева подал Олег Митволь, самый активный чиновник Росприроднадзора. Долгое время журналисты не могли добиться подтверждения этой информации, так как Митволь выключил мобильный телефон и ушел из своей приемной. Однако ряд российских информагентств раздобыл копию его прошения об отставке.
Зачем Митволю понадобилось увольнение в то самое время, когда он мог быть назначен главой Росприроднадзора? В середине дня об этом было известно только одно - прошение об отставке было подано не из-за солидарности с Сергеем Саем.
Отношения между Митволем и Саем можно назвать какими угодно, но только не дружественными. По высказываниям двух чиновников в СМИ можно сделать вывод о том, что они хотели пересидеть друг друга. Например, Олег Митволь, хотя и говорил, что никаких конфликтов у него с Саем нет, отмечал, что редко видит своего начальника на работе. В свою очередь, Сай в конце 2006 года вроде бы инициировал отставку Митволя. Однако потом выяснилось, что об отставке речи не идет, Сай лишь попросил провести служебную проверку деятельности Митволя. Замглавы Росприроднадзора воспринял эту информацию с юмором. "У меня были три руководителя, каждый из которых перед своим уходом делал аналогичные заявления", - заметил он.
В конфликте двух чиновников Росприроднадзора вышестоящие инстанции, то есть в данном случае Министерство природы, заняли сторону Олега Митволя. Глава ведомства Юрий Трутнев не допустил проверки деятельности замглавы Росприроднадзора, отметив, что Саю лучше бы приглядеться к эффективности собственной работы. "Если бы все руководители, в том числе органов, входящих в систему Минприроды, работали так же эффективно, как Олег Митволь, то многие проблемы, которые до сих пор не удавалось решить в других блоках, были бы давно сняты", - заявил в конце 2006 года Трутнев.
Именно такое высказывание, вынесенное в подзаголовок, сделал Олег Митволь, перейдя из предпринимателей в чиновники. После 18 января 2007 года замглавы Росприроднадзора может смело утверждать, что на государственной службе адреналина даже больше, чем он предполагал.
Все дело в том, что, несмотря на прошение об отставке, Олег Митволь никуда не ушел. После встречи с главой Минприроды Юрием Трутневым замглавы Росприроднадзора принял решение остаться. Он объяснил это патриотическими мотивами. "Я действительно готовил заявление об уходе в связи с тем, что узнал о представлении на должность главы (Росприроднадзора) Владимира Кириллова, но, как верно заметил министр Трутнев: "мы госслужащие и служим не Кириллову или Саю, а Российской Федерации", - заявил Митволь.
В вышеприведенных словах есть и объяснение того, почему Митволь решил покинуть свой пост – он просто не хотел служить под началом Владимира Кириллова, поскольку, скорее всего, сам претендовал на место руководителя ведомства.
Процедура отставки Олега Митволя и его возвращение на должность напоминает анекдот с детективным оттенком. Сразу после объявления о том, что он останется на своем посту, Митволь сказал, что не знает, каким образом в СМИ просочилась информация о его уходе. "Текст мой, но я готовил его для встречи с министром (…) А как он попал в прессу, да еще и на бланке - я не знаю. И подпись там не моя".
В ответ в "Интерфаксе" уже заявили, что об отставке Олега Митволя узнали не самостоятельно. По данным информагентства, в редакцию пришел факс с прошением Митволя. Этот факс был отправлен с аппарата, принадлежащего Центральному телеграфу, отметили в "Интерфаксе".
Даже без отставки Олега Митволя в Росприроднадзоре может закончиться целая эра: новая метла – в данном случае Владимир Кириллов – метет по-новому. "Лента.Ру" решила вспомнить, чем отличилось ведомство с 2004 года, когда оно и было создано.
Первым известным делом Олега Митволя и Росприроднадзора считается "дачная война". В 2005 году ведомство потребовало, чтобы все коттеджи, построенные в природоохранной зоне в Подмосковье, были снесены. Частично это требование было исполнено – например, в 2005 году в поселке "Пятница" на Истринском водохранилище снесли три дома, баню, а также семь беседок и вольеров.
В том же 2005 году Росприроднадзор направил в прокуратуру требование о сносе дачи бывшего премьер-министра Михаила Касьянова. А певица Алла Пугачева добровольно согласилась перенести свою дачу в деревне Бережки Солнечногорского района Подмосковья, которая находилась в 40 метрах от Истринского водохранилища.
Разогнавшись на дачах, Митволь занялся большим бизнесом. А именно – предпринял атаку на компанию Sakhalin Energy, разрабатывающую проект "Сахалин-2". До 2006 года этой компанией владели Royal Dutch Shell и японские Mitsui и Mitsubishi. После того как Митволь потребовал закрыть "Сахалин-2" и выписал оператору проекта огромные штрафы, контрольный пакет акций Sakhalin Energy купил "Газпром". Российская монополия пообещала все на "Сахалине-2" исправить, и Росприроднадзор от проекта отстал.
Зато Митволь переключил свое внимание на другие добывающие компании. Вскоре нарушения обнаружились у дочерних предприятий почти всех крупных компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. Особенно много нарушений оказалось у зарубежных операторов. Например, в самом начале 2007 года были выявлены значительные недостатки на Ковыктинском месторождении, основным владельцем которого является российско-британская ТНК-ВР. Она уже согласилась поделиться месторождением с "Газпромом".
Досталось от Росприроднадзора и Highland Gold Mining, британской золотодобывающей компании. По данным проверки ведомства, она нарушила многие положения лицензионного соглашения и должна быть лишена лицензии.
По ходу борьбы с нефтяниками и золотодобытчиками Олег Митволь успел поссориться с губернатором Московской области Борисом Громовым. Замглавы Росприроднадзора обвинил Громова в финансовых преступлениях. В феврале 2007 года губернатор подал в суд и выиграл дело – Митволю пришлось заплатить ему 110 тысяч рублей.
Последнее известное дело Росприроднадзора связано с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. Митволь потребовал его закрыть из-за того, что комбинат работает без разрешения на водопользование. Кроме того, чиновник стал настаивать на том, чтобы комбинат перепрофилировали на выпуск газировки, и даже предложил отдать его Coca-Cola.
Однако комбинат без боя сдаваться не собирался – им управляет компания "Континенталь менеджмент", подконтрольная Олегу Дерипаске, одному из самых влиятельных бизнесменов в России. Представители завода заявили, что все документы на лицензию давно подали и закрываться не собираются. Поддержал комбинат и губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Борьба между Байкальским ЦБК и Росприроднадзором продолжается.