Паника на российских фондовых рынках привела к тому, что индекс РТС впервые с сентября 2007 года упал ниже 2000 пунктов, за торговую сессию опустившись на 7,38 процента. После преодоления психологически важной отметки инвесторы одумались и начали понемногу скупать акции, но не смогли вытянуть рынок выше 2000 пунктов.
В итоге РТС на закрытие торгов составил 1999,83 пункта, а ММВБ – опустился на 7,47 процента до 1654,83 пункта. А за пять дней, в течение которых фондовые индексы падают, РТС и ММВБ потеряли более трехсот пунктов.
Для простых россиян снижение фондовых индексов большой бедой не является. Однако если вспомнить, сколько человек скупило акции ВТБ, "Роснефти" и Сбербанка на "народных IPO" в прошлом и позапрошлом годах и прибавить к ним тех, кто играет на фондовой бирже или вкладывается в паевые инвестиционные фонды, окажется, что число людей, воспринявших падение РТС как личную трагедию, окажется не так уж и мало.
Российские инвесторы оказались людьми с хорошей интуицией. Они начали выводить средства из паевых инвестиционных фондов, вкладывающих средства в акции, еще задолго до обвала. Например, в первую рабочую неделю января, когда и РТС, и ММВБ росли, из ПИФов акций было выведено, согласно данным Национальной лиги управляющих, более 355 миллионов рублей. Результаты за вторую неделю пока не опубликованы, но, вероятнее всего, инвесторов, поспешивших забрать деньги из ПИФов, окажется никак не меньше.
Что же касается тех, кто купил акции в ходе народных IPO и пока с ними не расстался, то для них "черный понедельник" был еще "чернее", чем для владельцев паев. Это произошло из-за того, что "голубые фишки", показывающие существенный рост в то время, когда индексы повышаются, всегда находятся и в лидерах снижения при обвале.
Точно так произошло и на этот раз. При падении индекса РТС на 7,38 процента акции Сбербанка упали на 8,19 процента. "Роснефть" потеряла в стоимости более шести процентов, так и не сумев закрепиться выше отметки в 100 миллиардов долларов за всю компанию. Ценные бумаги ВТБ упали на 4,14 процента, а "Газпрома" – на 8,4 процента.
Большинство фондовых индексов всего мира падают уже в течение четырех-пяти торговых сессий. Но 21 января падение было самым ощутимым.
Паника на рынке началась с азиатских фондовых индексов. Японский Nikkei упал на три процента, дав таким образом сигнал всем инвесторам, которые просыпаются позже.
Японцы стали продавать акции после того, как внимательно изучили речь Джорджа Буша по поводу наступающей рецессии в экономике США. По их мнению, звучала она мало убедительно, и толковых мер, которые бы могли спасти Соединенные Штаты, в ней указано не было. Японская же экономика сильно зависит от США, одного из своих основных торговых партнеров.
Инвесторы в других азиатских странах также не нашли в речи Буша ничего хорошего для себя. В Индии торги закончились падением основного индекса Sensex на 7,41 процента. Shanghai Composite потерял более пяти процентов, а гонконгский Hang Seng – пять с половиной процентов.
.title Вынужденная остановка
21 января биржа РТС вынуждена была приостановить на час торговлю привилегированными акциями "Ростелекома" из-за их падения более чем на 10 процентов.
Продвигаясь дальше по часовым поясам, фондовый обвал наступил сначала в России, а потом и в Европе. Французский CAC-40 при открытии упал ниже 5000 тысяч пунктов, впервые за полтора года. Британский FTSE-100 к середине торговой сессии опустился почти на четыре процента.
Когда в России торги уже заканчивались, открылись и американские биржи. Застрельщиком выступила Бразилия – там фондовый индекс сходу рухнул на шесть процентов.
Такого резкого и единодушного падения, которое продолжается не день и не два, а уже целую неделю, фондовые индексы не знали давно. Затяжной кризис, охвативший сначала только ипотечные компании, затем весь финансовый сектор, а потом и всю мировую экономику, добрался и до развивающихся стран.
Насколько инвесторы сочтут переоцененными российские акции, неизвестно. Однако стоимость некоторых компаний в 2006-2007 годах росла значительно больше, чем их собственное производство. Например, капитализация Сбербанка в начале 2006 года составляла только 27 миллиардов долларов, а в конце 2007-го – уже 90 миллиардов долларов. Кто поверит, что за два года Сбербанк увеличил все финансовые показатели более чем в три раза?
Инвесторы, ранее в нестабильные периоды избавлявшиеся от акций, чтобы вложить их в нефтяные контракты, сейчас должны подумать о другом способе вложения денег. Ведь цены на нефть расти перестали – из-за вероятного снижения темпов роста экономики в США будут потреблять меньше топлива. А чем меньше спрос, тем меньше и цена.
Спасти ситуацию на мировых фондовых рынках сейчас могут, пожалуй, только в США. Именно в этой стране финансисты должны решиться на какой-то смелый шаг, после которого инвесторы вновь поверят в фондовые рынки. Ряд экспертов называет таким шагом снижение ставки рефинансирования, причем в самое ближайшее время. Скорее всего, этим советом рынка Федеральная резервная система воспользуется.
И последнее. После резкого обвала на фондовых рынках часто следует обратный процесс – многие инвесторы специально ждут падения, чтобы закупить подешевевшие акции. Однако на торгах 22 января резкого скачка мировых фондовых показателей может и не случиться – слишком уж долго индексы падают, чтобы вдруг отыграть все потерянные позиции в один день.