В середине января крупнейшая в мире социальная сеть MySpace открыла свой русскоязычный портал. В MySpace зарегистрировано свыше 300 миллионов учетных записей. Это, по данным "Поиска по блогам" "Яндекса", примерно в сто раз превышает объем всей русскоязычной блогосферы. Компания "Суп" оценивала аудиторию LiveJournal в 14 миллионов человек по всему миру. Таким образом, мировая аудитория ЖЖ в 20 раз меньше, чем аудитория MySpace.
По данным популярного счетчика Alexa, ресурс уступает по трафику только таким гигантам, как Yahoo, Google, YouTube, Live.com и MSN. Не доверяя Alexa, некоторые аналитики поднимают MySpace до второго места.
Тем не менее, в нынешнем виде ресурс малопривлекателен для российских пользователей.
Пока портал находится в состоянии бета-тестирования и выглядит, прямо скажем, страшновато. Кое-где встречается непереведенный текст, переведенный подгоняется под ограничения английских слов (чего стоит оранжевая кнопка "РЕГИСТР-Я!").
Одна из самых сильных сторон MySpace - ее музыкальная составляющая. Портал используют множество независимых исполнителей для того, чтобы продвигать и продавать свою музыку. Портал, в свою очередь, заключает договоры с "паровозами", убеждает их заводить на страницах MySpace свои блоги и фан-клубы.
Даже половина этого потенциала на MySpace Russia еще не реализована, а место российских знаменитостей закреплено за виртуальной британской группой Gorillaz. Музыкальный магазин также не работает. Платежи принимаются только через кредитные карты и систему PayPal.
Нет и большей части привычных другим пользователям сервисов. Например, из предлагаемых американцам 24 разделов портала (от книг и бесплатного софта до рингтонов, новостей и даже обсуждения политических событий) на русскоязычном MySpace есть хорошо если 2-3.
Для того, чтобы все запустить в полном объеме, нужны большие ресурсы и большая редакция. В СМИ уже промелькнула информация о том, что в ближайшее время в Москве откроется офис MySpace.
До той же поры зарегистрированных пользователей будет встречать обращение создателя MySpace на ломаном русском языке: "Сайт MySpace становится все более русским, и МОИ адвокаты посоветовали рассказать ВАМ: наш сайт по-прежнему в США, все ваши данные хранятся в США, и все операции по управлению данными сайта MySpace подчиняются законам США".
Когда российская компания "Суп" покупала LiveJournal, ей пришлось прибегнуть к тому же ходу. Была создана американская корпорация LiveJournal, которая подчиняется более понятным большинству пользователей американским законам. Если MySpace станет в России так же популярен, как он популярен в других странах, то все, что происходит с данными значительной части российских блогеров, будет определяться законодательством США.
Вместе с MySpace в Россию проникает еще одно "щупальце" медиаимперии Руперта Мердока, человека, которому в России принадлежит агентство News Outdoor Russia - лидер в области наружной рекламы. Надо думать, при необходимости проекту в России окажут серьезную рекламную поддержку. В то же время MySpace - далеко не первый крупный иностранный проект, пришедший в Россию.
В ноябре 2007 года компания Google запустила русскоязычную версию видеопортала YouTube. До этого, в начале июля, ресурс Slando.ru сознался в том, что является "дочкой" крупнейшего интернет-аукциона eBay.com. В России работает и отделение одного из крупнейших в мире кадровых сайтов, Monster. Запустился русский портал MSN. Настало время западных социальных сетей, и MySpace, если можно так скаламбурить, заполнил этот пробел, втиснувшись между "Одноклассниками" и "Вконтакте".
Ожидается, что в 2008 году российский набор западных сервисов пополнится одной из крупнейших онлайн-игр, World of Warcraft, и, возможно, интернет-магазином iTunes. Если же этого не случится, то российским проектам удастся договориться с мейджорами благодаря четвертой части Гражданского кодекса и вырастить свой iTunes.
О том, что это возможно, уже заявили авторы Muz.ru, который станет чуть ли не первым магазином музыки, созданным специально для игры по новым правилам. Бюджеты отечественных проектов тоже растут, достигая десятков миллионов долларов. Для Рунета это немало.
Если российское подразделение новичкам нужно не для галочки (в отличие, например, от Yahoo! Russia), то год обещает быть интересным, а конкуренция жесткой.