Экономика
22:10, 22 января 2008

След от Noga Минфин убежден, что швейцарская фирма играет не по правилам

На специально созванной 22 января пресс-конференции американский предприниматель Александр Коган на чистом русском языке уверял собравшихся, что Россия ничего не должна фирме Noga, по искам которой арестованы счета ряда отечественных корпораций. Собравшиеся были вполне уверены в правоте Когана. Однако французские правоохранительные органы другого мнения – они размораживать российские счета не спешат.

Первая серия

Изначально планировалось, что в пресс-конференции примет участие не только Александр Коган, но и сотрудники Минфина. Однако чиновники оставили отдуваться только американского предпринимателя. Именно Коган, в советское время работавший в "Томскнефти", а в 1991 году перебравшийся в США, в 2006 году выкупил долги России перед Noga, чем, казалось бы, обезопасил от нападок швейцарской компании отечественное имущество за рубежом.

Тем не менее, как выяснилось на пресс-конференции, все оказалось не так просто. Александр Коган при поддержке Минфина приобрел не долги России перед Noga, а долговые обязательства самой швейцарской компании, которые были взяты фирмой для того, чтобы предоставить кредит России. Так написано в специальном релизе, подготовленном к пресс-конференции.

Сам Александр Коган предложил несколько другую трактовку событий. Он начал свою речь издалека. А именно с того, что Россия действительно нуждалась в поставках продуктов, но средств в бюджете не было. Поэтому правительство и воспользовалось предложением швейцарской компании, которое позволило ему за продукты не платить. Вернее платить, но не деньгами, а поставками нефти. А чтобы убедить Noga в своей платежеспособности, Россия согласилась отвечать за выполнение соглашений всем (!) своим имуществом и отказалась от судебного иммунитета. Иными словами, при невыполнении условий контракта Россия в судах должна была выступать как простое юридическое лицо, а не как государство – случай в юридической практике уникальный.

Уже через несколько лет контракт с Noga был разорван. По словам Когана, это случилось из-за того, что швейцарская компания не смогла предоставить российскому правительству документов, которые бы подтверждали суммы, затраченные Noga на закупку и поставки продовольствия в Москву.

А в середине 1990-х годов Noga обанкротилась, воспользовавшись 11 параграфом закона о банкротстве США, который позволяет временно не платить кредиторам, чтобы потратить часть средств на реструктуризацию компании. По условиям подписанного Noga конкордата (так документ несколько раз называл Коган), швейцарская компания обязалась заплатить по всем долгам, кроме долгов четырем банкам, которые должны были требовать средства с России по долгам Noga.

При этом, подчеркнул Коган, ко времени банкротства еще было неизвестно, сколько Россия должна Noga. Эта сумма была определена Стокгольмским арбитражным судом только в 1997 году.

Любопытно, что все четыре банка согласились отдать Noga мандат на "выбивание" долгов из России. Швейцарская компания была в этом заинтересована. Ведь если бы она смогла добиться от российского правительства платежа, скажем, на 100 миллионов долларов, то 70 миллионов пришлось бы отдать банкам, а на 30 она могла претендовать сама. Цифры взяты условно – как заявил Коган, посчитать точную сумму долгов очень сложно, поскольку они были сделаны в разных валютах.

Вторая серия

В 2006 году помочь России, а заодно и немного заработать решил Александр Коган. Он понял, что разговаривать с Noga бесполезно. И обратился к банкам, которые отдали швейцарской фирме мандат на "выбивание" долгов. Кредитные организации сразу же отозвали свой мандат и договорились с американским бизнесменом. Коган погасил долги перед всеми четырьмя банками, что подтверждал и глава Noga Нессим Гаон.

Впоследствии Коган продал российскому правительству их долги, за что, как он сам выразился, получил "несколько миллионов долларов". Когда журналисты спросили Когана, не пообещали ли российские власти ему каких-то других бонусов, бизнесмен ответил отрицательно. "Для меня это была чисто финансовая операция", - подчеркнул он.

Александр Коган, фото с сайта jjew.ru
Lenta.ru

После выкупа долгов конфликт Noga с Россией можно было считать исчерпанным. Если бы не одно "но". Взяв полтора года на размышление, швейцарская компания все-таки решила, что средств, заплаченных банкам, не хватает для того, чтобы покрыть задолженность, образовавшуюся в начале 1990-х годов. Возможно, на такую мысль Нессима Гаона натолкнул размер собственных обязательств – по данным Когана, швейцарец должен кредиторам до 190 миллионов долларов.

По мнению американского бизнесмена, арест счетов в январе 2008 года, мог юридически состояться из-за того, что сейчас нет решения какого-либо суда о том, что Россия больше ничего не должна Noga. Как только такое решение появится, швейцарская компания уже не сможет покушаться на российское имущество за рубежом.

Серия непоследняя

Когда же наступит день, когда Россия будет официально ничего не должна Noga? Пока Россия не подала к швейцарской компании ни одного иска, хотя сделать это чиновники обещали сразу после того, как по требованию швейцарской компании в начале января 2008 года арестовали счета нескольких госучреждений. Сколько счетов арестовано, так до конца и неясно – Коган отказался отвечать на этот вопрос.

Однако даже если такой иск будет подан в какой-либо из международных судов, должен пройти не месяц, а может быть и не год, чтобы он поступил к рассмотрению, и судьи вынесли по нему решение. Это значит, что Noga и ее владелец Нессим Гаон будут еще долго беспокоить Россию. Учитывая, что возраст Гаона (в 2008 году ему исполнится 88 лет), и медлительность российских чиновников, с большой долей вероятности можно сказать, что конфликт между Россией и швейцарским финансистом продлится до конца жизни последнего.

< Назад в рубрику