В середине января 2008 года в Бразилии были запрещены шутер Counter-Strike и MMORPG EverQuest. Нарушителей, отказавшихся удалять со своих жестких дисков копии этих игр, решили наказывать весьма строго: ежедневным штрафом в три тысячи долларов. Бразильские геймеры, разумеется, тут же возмутились и начали активно выражать свое недовольство в интернете, а в ближайшую субботу (2 февраля) и вовсе планируют устроить демонстрацию на улицах Сан-Паулу.
Прежде всего, стоит разобраться, какие именно игры запретили бразильские власти, и на основе чего было принято такое решение. В различных средствах массовой информации появлялись цитаты, в которых говорилось о том, что Counter-Strike и EverQuest провоцируют "нарушение общественного порядка и представляют собой угрозу для демократического государства, закона и общественной безопасности" и "вредят здоровью потребителей". Но это, согласитесь, довольно расплывчатые формулировки.
Counter-Strike – шутер от первого лица, появившийся в 1999 году. Изначально игра представляла собой модификацию другого популярного шутера, Half-Life, но позже выросла во вполне самостоятельную серию. В отличие от прародителя, обладавшего научно-фантастическим сюжетом, речь в Counter-Strike идет о борьбе с терроризмом.
Бразильские власти были возмущены не столько самой игрой, сколько одной из ее модификаций. Какие-то умельцы перенесли действие Counter-Strike в Рио де Жанейро, а главными героями сделали местных полицейских и наркодилеров. Вполне себе повод для недовольства.
Кстати, представители Electronic Arts, официального распространителя Counter-Strike в Бразилии, в сложившейся ситуации повели себя весьма осторожно. Прежде всего, они заявили, что не имеют отношения к «бразильской» модификации игры. А в оригинальной версии, как отмечает компания, не было ни трущоб Рио, ни наркодилеров. И уж только после этого Electronic Arts сообщает, что намеревается дождаться «официального судебного извещения, чтобы принять соответствующие меры».
Определить причину запрета EverQuest чуть труднее. Дело в том, что события этой фэнтезийной MMORPG развиваются в вымышленной вселенной, уж точно не имеющей отношения к Бразилии. Однако при желании всегда можно найти, к чему прицепиться. Формулировка звучит примерно так: «EverQuest заставляет игрока принимать психологически «тяжелые» решения. В частности, пользователь выбирает между плохими и хорошими поступками. Например, иногда ему приходится лгать, подкупать других персонажей и совершать убийства, и все ради того, чтобы вступить в какой-нибудь клан.» Действительно, веская причина. Только стоило бы, пожалуй, запретить еще и «Тетрис». Ведь эта игра тоже заставляет пользователей принимать «трудные» решения – например, в какой именно угол отправить очередную фигурку из четырех квадратиков. А в «Тетрисе», между прочим, еще и время поджимает, оказывая буквально невыносимое давление на психику.
Кстати, MMORPG EverQuest, как и Counter-Strike, появилась в далеком 1999 году. Почему под запретом оказались именно эти игры, а не, скажем, более современная World of Warcraft? Ответ на этот вопрос можно найти, немного покопавшись в блогах самих бразильских геймеров. Многие жалуются, что в Бразилии интернет до сих пор медленный. А пошлины на ввозимые в страну компьютеры столь высоки, что выгоднее пользоваться старым «железом». Как следствие, особой популярностью пользуются именно игры, выпущенные достаточно давно.
Или вот, например, фрагмент сообщения, оставленное на сайте Gamasutra человеком, который подписался как «Артур Корреа, бразильский разработчик игр»: «Влияние игр на экономическое, культурное и технологическое развитие в нашей стране остается непонятым. В результате рынок видеоигр в Бразилии никак нельзя назвать взрослым. Игры до сих пор поступают к нам нелегальными способами, а «игровая культура» часто ассоциируется у обывателей с андэграундом или даже криминалом.» Звучит довольно пафосно, но бразильскому разработчику игр можно это простить.
Впрочем, решение бразильских властей, касающееся запрета двух популярных игр, оспаривают не только разработчики. Буквально в тот же день, когда запрет вступил в силу (а готовился он еще с октября прошлого года), в интернете, например, появился блог под названием Liberdade Gamer (что-то вроде «Свободу геймеру!»).
Этот ресурс содержит довольно много интересной информации (правда, для ознакомления с ней хорошо бы знать португальский язык). В частности, один из последних постов – это интервью с создателями той самой модификации Counter-Strike, ставшей камнем преткновения. Выясняется, что «бразильская» версия игры появилась отнюдь не вчера, а семь лет назад, в 2001 году. «Все очень просто: на тот момент уже имелись модификации, посвященные Ираку, Италии и Кубе, вот мы и решили разработать версию, события которой будут развиваться в Бразилии», - объясняют создатели.
Смысл самого последнего (датированного 31 января) сообщения в блоге Liberdade Gamer понятен, кажется, даже тем, кто португальского не знает. Пост является открытым призывом к активным действиям. Всем желающим предлагается прийти к Музею искусств Сан-Паулу (Museu de Arte de Sao Paulo) в субботу, 2 февраля, в 11 часов утра. Отметим, что MASP расположен в центре города, на одной из самых оживленных и стратегически важных улиц.
«Приходите! Вы внесете свой вклад в укрепление демократии и борьбу с цензурой. Мы должны объяснить властям: судебное решение, запрещающее Counter-Strike и EverQuest, не имеет оснований и появилось в результате нехватки корректной и правдивой информации об этих играх», - пишут авторы сообщения. И, хотя устроители акции и обещают мирную демонстрацию, все это чем-то напоминает объявление войны.