Проект "Семь чудес России" - это наш ответ конкурсу "Семь новых чудес света", который был запущен в 2005 году. Идея и организация этого проекта принадлежали швейцарскому режиссеру и музейному куратору Бернарду Веберу (Bernard Weber). Голосование по проекту началось в январе 2007 года, а победителей объявили в "магический" день 07.07.2007.
Начатый по инициативе одного человека и не поддержанный ЮНЕСКО проект моментально стал популярным. Всего в голосовании приняли участие более 90 миллионов человек. Выбор делали из 77 претендентов.
Из российских достопримечательностей в список попала только одна - "Кремль/Собор Василия Блаженного". Однако в семерку лидеров ей войти не удалось. Российская делегация даже не поехала в Лиссабон на объявление результатов.
В отличие от России, в большинстве стран к конкурсу отнеслись со всей серьезностью. Во многих из них были развернуты программы по поддержке "своих" достопримечательностей. Так, статуя Христа в Рио-де-Жанейро долгое время числившаяся среди аутсайдеров, за два месяца смогла вырваться вперед и попасть в заветную семерку.
В поддержку статуи выступали известные спортсмены, артисты и политические деятели, улицы Рио-де-Жанейро были увешаны плакатами с изображением бразильского чуда и текстом "Проголосуй за него!". Сам президент страны Лула да Силва публично проголосовал за статую Христа и призывал остальных сделать то же самое, так как голосование в поддержку национального "чуда" является "делом чести" для каждого бразильца.
В России о конкурсе, конечно, сообщали, однако говорить о какой-то программе поддержки или хотя бы полноценном освещении этого события не приходится. Идею выбора новых чудес света у нас всерьез не восприняли. Отсюда и результат.
Через несколько месяцев после окончания конкурса по инициативе газеты "Известия", телеканала "Россия" и радиостанции "Маяк" был организован проект "Семь чудес России", который раскручивался гораздо серьезнее.
Каждый из семи федеральных округов выдвигал своих претендентов. Свой вариант "чуда" мог предложить каждый желающий, разместив на сайте его описание с фотографией. В итоге для первого тура были отобраны 329 архитектурных и природных памятников.
По итогам голосования из них были выбрано 49 самых "чудесных" достопримечательностей - по семь от каждого федерального округа. Голосовать можно было по Интернету или с помощью SMS-сообщений.
В семерку лидеров попали МГУ, Кирилло-Белозерский монастырь, Кунгурская ледяная пещера, замок-крепость Вовнушки, Тобольский кремль, гора Белуха и Долина гейзеров. Однако в первые же несколько часов второго тура голосования ситуация начала меняться. То есть, проект интересен российским гражданам, и они активно голосуют за свои любимые достопримечатеьности.
Если россиянам небезынтересно, кто из "родных" чудес будет признан самым лучшим, то почему они не поддерживали Собор Василия Блаженного на мировом конкурсе? Вероятно, дело в исходной неверной оценке важности подобного рода соревнований. Действительно, победа здесь стоит денежных и временных затрат.
Если разобраться, кому выгодно проведение таких конкурсов, то получится, что всем. Этакая практичная бизнес-модель. Организаторы конкурса зарабатывают деньги на раскрутке своих имен, операторы сотовой связи - на SMS-сообщениях. А участники, в свою очередь, заработают на победе. И государства-победители "Семи новых чудес света" поняли это.
Так, в интервью журналу Русский Newsweek министр туризма Иордании Осама Даббас сообщил, что туристическая индустрия приносит Иордании около одиннадцати процентов ВВП, и половину от этого дает пещерный город Петра, который вошел в семерку финалистов. Интересно, что от Иордании, в которой семь миллионов жителей, было получено четырнадцать миллионов голосов.
Победители "Семи новых чудес света" не получали от организаторов никаких денежных дотаций. Однако сама по себе победа означает существенное увеличение финансовых вливаний за счет многочисленных туристов. Ведь туристические маршруты выбираются чаще всего по принципу "слышал/не слышал".
Этот аргумент должен убедить проголосовать даже тех, кто считает, что в России нет чудес, которые могли бы сравниться с Великой Китайской стеной или, скажем, с Колизеем. Многие аналитики считают, что Петра существенно уступает всем остальным номинантам. Однако теперь о существовании этого города узнали миллионы человек, и можно не сомневаться, что в ближайшее время пещерный иорданский город без внимания туристов не останется.
Поэтому не стоит недооценивать значение "младшего брата" конкурса по отбору чудес.
Какие бы из достопримечательностей не победили, сам факт их освещения в прессе привлечет к ним внимание пусть и не всего мира, но хотя бы россиян. Кроме того, организаторы российского конкурса не исключают, что победители получат финансовую поддержку для сохранения и развития памятников. А при нынешнем состоянии многих из них это будет весьма нелишне.