5 февраля стало известно, что правоохранительные органы Киргизии возбудили уголовное дело в отношении бывшего главы правительства Николая Танаева. На следующий день выяснились подробности: экс-премьера обвиняют в превышении полномочий при заключении сделки с иностранными инвесторами, которые ведут разработку золотого месторождения Кумтор. Наиболее примечательным в этой истории, наверное, можно назвать то, что бывший премьер, выдачи которого намерена добиваться Киргизия, живет в России и руководит дочкой "Газпром нефти". Той самой, которая строит в Петербурге район "Охта-центр" (известный также как "Газпром сити").
Танаев возглавлял киргизское правительство с 2002 по 2005 годы. После "тюльпановой революции" 2005 года, в результате которой в Киргизии сменилась власть, он ушел в отставку и покинул страну. Новая власть между тем завела десятки уголовных дел на свергнутого президента Аскара Акаева и высокопоставленных чиновников из его окружения.
Имя Танаева фигурировало в шести уголовных делах. В частности, его обвиняли в превышении должностных полномочий при строительстве культурно-делового центра в киргизской столице. Как утверждала Генпрокуратура республики, в бытность премьером Танаев распорядился перевести из государственного фонда 40 миллионов сомов (1,1 миллиона долларов) на счет строительной компании, которой владел его (Танаева) сын.
Бывший премьер также проходил свидетелем по двум делам, связанным с нарушениями при покупке автомашин для губернаторов. В целом, как следовало из расчетов прокуратуры, Николай Танаев нанес киргизскому государству ущерб в 68,5 миллиона сомов и 200 тысяч долларов США (всего около 2,1 миллиона долларов).
Сам он все обвинения в свой адрес отвергал, заявляя, что работал исключительно на благо государства. Комментируя эпизод со строительством центра в Бишкеке, его адвокат Максим Максимович пояснил, что средства из госфонда были всего лишь "взяты взаймы". С его слов выходило, что к его клиенту у прокуратуры даже нет серьезных претензий, "а есть определенное недопонимание".
Очевидно, бывший премьер в первое время руководствовался такой же точкой зрения. В августе 2005 года он вернулся в Киргизию, заявив, что готов ответить на все вопросы правоохранительных органов. При этом добавил, что уезжать из страны не намерен. Однако последовавшие за этим события приняли слишком неблагоприятный для него оборот.
В начале сентября 2005 года Танаев был арестован. Спустя неделю, которую он провел в изоляторе Службы национальной безопасности Киргизии, власти разрешили ему выйти под домашний арест. Предполагалось, что эта мера пресечения продлится до окончания следствия. Впрочем, бывший премьер уже не стал дожидаться его итогов. После неудавшейся попытки стать депутатом по Тундукскому избирательному округу (и, соответственно, получить неприкосновенность) он выехал в Россию на лечение, да так там и остался.
В июне 2006 года его адвокат Кайрат Загибаев заявил, что его клиент "находится в Москве и консультирует крупные строительные компании". А через месяц стало известно, что бывшего премьера, который является профессиональным строителем, взяли на пост гендиректора "дочки" "Газпром нефти" - компании "Газпром нефть Инвест", созданной для строительства делового комплекса "Газпром сити". Впоследствии проект был переименован в "Охта-центр" (по имени района, где он будет построен), а компания, соответственно, реорганизована в ОАО "Общественно-деловой центр "Охта".
Кстати, уголовные дела, в которых он фигурировал, к тому времени уже развалились. В мае 2006 года бывший генпрокурор Киргизии Азимбек Бекназаров заявил, что все дела, возбужденные им ранее в отношении Аскара Акаева и его окружения, "закрылись на сто процентов". Его преемник Камбаралы Конгантиев, в свою очередь, признал, что после "тюльпановой революции" некоторые обвинения в адрес представителей бывшей власти были выдвинуты "поспешно, без глубокого анализа".
Теперь, полтора года спустя, с новыми обвинениями в адрес бывшего премьера выступила Финансовая полиция. Силовики утверждают, что компания Centerra Gold Inc и ее "дочка" "Кумтор голд компани", которые владеют золоторудным месторождением Кумтор, в течение нескольких лет уклонялись от уплаты налогов. А эту возможность, по версии следствия, они получили благодаря инвестиционному соглашению, которое в 2003 году подписал с ними тогдашний премьер Николай Танаев.
Уголовное дело в отношении компаний было возбуждено 1 февраля по статье "Уклонение от уплаты налогов". Бывшего премьера, как заявил следователь Эрнис уулу Айбек, пока обвиняют только по статье "Превышение должностных полномочий". Глава следственного управления финполиции Туратбек Масыбаев утверждает, что прежние претензии киргизских властей к Николаю Танаеву не имеют к этому делу никакого отношения. "Это совершенно новое дело, и оно не связано с расследованием, которое проводила Генеральная прокуратура", - заявил чиновник.
Едва ли, конечно, дело, в котором фигурирует месторождение Кумтор, вообще можно назвать новым. Конфликт вокруг рудника между чиновниками и инвесторами продолжается более 15 лет. И заявления о том, что иностранцы с помощью коррумпированных чиновников "присвоили народное богатство" давно стали привычными для киргизских политиков. Вопрос в том, почему власти решили дать ход этим обвинениям, да еще и приплести к делу отставного премьера.
Понятно, разумеется, желание "революционных" властей получить с иностранных компаний побольше денег. И при этом засадить за решетку одного из фигурантов "акаевского режима". Однако перспективы того, что пункт первый удастся реализовать таким способом, весьма сомнительны. Золотодобытчик уже дал понять, что не собирается повторно расплачиваться с налоговиками за прошедшие пять лет. Президент "Кумтор голд компани" Андрей Сазанов заявил, что обвинения в ее адрес "абсолютно безосновательны". При этом он сослался на данные налоговой проверки и независимого аудита за 2003-2004 годы, которые, по его словам, не выявили каких-либо нарушений.
Что же касается пункта второго, то его исполнение вообще можно отнести к области фантастики. "Революционеры", помнится, проделали титаническую работу, чтобы призвать к ответу свергнутого президента Акаева. Заводили уголовные дела, создавали комиссии, даже наняли иностранных адвокатов за полмиллиона долларов, чтобы отыскать полторы тонны золота, которые бывший президент, как подозревала прокуратура, вывез в Швейцарию. В итоге дела развалились, золото не нашли, а Акаев по-прежнему недоступен для киргизской прокуратуры.
Если киргизские силовики не смогли вернуть из Москвы даже преподавателя системной математики (после отставки Акаев стал читать лекции в МГУ), можно только гадать, каким образом они рассчитывают добиться выдачи руководителя одной из дочерних структур "Газпрома". И при этом не нарваться на конфликт с газовым монополистом. Хотя настоящего революционера, конечно, такие мелочи не остановят.