Российское судно "Свитцер Корсаков", принадлежащее датской компании Svitzer, было захвачено пиратами у берегов Сомали в прошлую пятницу, 1 февраля 2008 года. Вместе с судном в руки бандитов попал и экипаж буксира - это четверо россиян, жителей Сахалина и два гражданина Великобритании. Компания-владелец корабля ведет активные переговоры с пиратами и настоятельно просит Россию не вмешиваться.
Многоцелевой ледовый буксир "Свитцер Корсаков" отклонился от заданного курса спустя неделю после пропажи другого российского корабля, сухогруза "Капитан Усков", на борту которого находились 17 россиян. Сигнал о захвате судна, по данным из источников в портовых службах Приморья, подан экипажем из Аденского залива еще 1 февраля в 13:17, после этого связь с судном прервалась. Однако о сигнале бедствия ничего не слышали в Программе по содействию восточноафриканским морским перевозчикам (да, есть и такая), глава которой также комментировал ситуацию с захватом судна. В любом случае, к 3 февраля стало точно известно, что судно отклонилось от маршрута не по воле экипажа.
Буксир следовал по маршруту Санкт-Петербург - Сингапур - Сахалин. На Сахалине "Свитцер Корсаков" должен был заниматься швартовкой танкеров в рамках работы над шельфовым проектом "Сахалин-2". Построен "Свитцер Корсаков" был в декабре 2007 года на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга по заказу датской компании Svitzer. Всего этим датчанам принадлежат около пятисот судов, выполняющих различный спектр работ в 35 странах мира.
На момент захвата, по имеющимся данным, судно следовало под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины (то есть так называемым "дешевым флагом", предоставляющим судам налоговые льготы), который планировалось сменить на флаг России в Сингапуре. Однако до Сингапура "Свитцер-Корсаков" добраться не успел - пираты напали на судно на на выходе из Аденского залива в Аравийском море. Стоит отметить, что по флагу национальную принадлежность буксира пираты определить не могли - такими "дешевыми флагами" пользуются экипажи кораблей десятков стран.
Далее буксир отправился в район морского порта Могадишо - об этом свидетельствовали приборы слежения. К 4 февраля стало известно, что пираты перегнали судно именно в этот порт.
Капитан захваченного буксира вскоре вышел на связь с компанией-владельцем "Свитцера Корсакова" и сообщил, что экипаж в полном составе находится на судне, никто из его членов не пострадал и жизням их ничто не угрожает. К четвертому февраля в СМИ был опубликован список захваченных сомалийскими пиратами россиян - это Николай Березовский, Алексей Личкунов, Петр Симочкин и Евгений Комков. После этого выглядит ну как-то очень некрасиво опубликованный двумя днями позже на официальном сайте Svitzer пресс-релиз, в котором утверждалось, что имена членов экипажа буксира по просьбам их родственников будут якобы сохранены в тайне. Может быть, под командой буксира подразумевались только британцы (капитан из Англии и главный инженер из Ирландии). Или пиарщики Svitzer имели в виду, что сами ни за что не скажут, как звали экипаж принадлежавшего им корабля.
Зато в деле освобождения судна представители Svitzer решили взять инициативу на себя. С похитителями буксира уже несколько дней ведутся переговоры, пока безрезультатно. При этом датчане настоятельно попросили Россию не вмешиваться в сложившуюся ситуацию и в переговорах с пиратами не участвовать. Пираты, кстати, уже выдвинули требования. За свободу буксира и его экипажа они хотят получить от датской компании "тысячи долларов". Количество "тысяч" пока, правда, не уточняется.
Во всей этой истории, которая, скорее всего, закончится благополучно выплатой символического выкупа ("тысячи долларов" за буксир стоимостью в миллионы - деньги сравнительно смешные, если они не превратятся в "сотни тысяч"), остается один маленький вопрос. Довольно идиотский, на самом деле - что власти Сомали собираются делать. Ведь инцидент с буксиром "Свитцер Корсаков" - это один из десятков случаев нападений на суда сомалийскими пиратами. В послужном списке местных Джеков Воробьев только за последние месяцы - захват японского танкера Golden Nori (23 человека на борту, потребованный выкуп - миллион долларов) и датский грузовой корабль Danica White (экипаж пять человек, выкуп - полтора миллиона долларов).