5 февраля 2008 года США пережили супервторник. Это ключевой момент для первичных президентских выборов, после которого теоретически могли бы определиться победители республиканской и демократической гонок. Но если у республиканцев единоличный лидер уже выявлен, у демократов борьба продолжается.
"Супервторники" в США возникли во второй половине двадцатого века. Все больше штатов старались передвинуть свои праймериз и кокусы к началу выборного календаря, чтобы повысить их значение в общенациональной гонке, привлечь большее внимание кандидатов, прессы и избирателей. Чтобы как-то помешать "сползанию" выборов к началу года, национальные комитеты Республиканской и Демократической партии были вынуждены ввести пороговую дату для большинства штатов, до которой голосования проводить запрещалось. Сперва это был первый вторник марта, а затем – февраля.
В 2008 году супервторник приобрел рекордный размах. В этот день республиканские праймериз и кокусы проходили в двадцати одном штате, а демократические – в двадцати двух штатах и одной из невключенных территорий США – Американском Самоа. Кроме того, в этот день состоялись праймериз для демократических избирателей, находящихся за рубежом. После супервторника состав национальных конвентов, где собственно избираются кандидаты в президенты, определился примерно наполовину.
В республиканской гонке к знаменательному дню оставалось пять участников. Тройка сильнейших – Джон Маккейн, Митт Ромни и Майк Хаккаби. Еще один сильный кандидат, Рудольф Джулиани, сошел с дистанции в конце января, призвав сторонников поддержать Маккейна и тем самым значительно укрепив позиции бывшего соперника.
Американские гонкиСпецпроект Ленты.Ру к выборам президента США
Кроме того, в борьбе за место республиканского кандидата участвовали конгрессмен Рон Пол и бывший заместитель госсекретаря Алан Кейес. Первый известен как сторонник либертарианских идей и видит главную ценность кампании в возможности вести среди американцев пропаганду. Кейес же, ярый консерватор-традиционалист, на первичных выборах 2000 года шел третьим за Бушем и Маккейном, но теперь оказался на задворках республиканской гонки. Многие обозреватели о нем просто не упоминают, и к супервторнику ему не удалось провести на национальный конвент ни одного делегата.
Демократическая кампания менее богата на кандидатов. Серьезных претендентов на Белый дом к супервторнику оставалось лишь двое – сенаторы Хиллари Клинтон и Барак Обама. Джон Эдвардс, долгое время шедший третьим, от борьбы отказался, но не отдал предпочтение ни одному из конкурентов. Кроме Клинтон и Обамы, в гонке продолжал участвовать кандидат-аутсайдер – бывший сенатор Майк Грейвел, на стороне которого была лишь пара процентов демократического электората.
В преддверии супервторника результаты социологических опросов свидетельствовали, что в демократическом лагере Клинтон и Обама ведут ожесточенное соперничество за первое место, а у республиканцев уверенного лидерства добился Маккейн. По данным опроса, проведенного CNN и Opinion Research Corporation, Обаме удалось обогнать Клинтон (49 и 46 процентов голосов соответственно). Республиканские голоса распределились следующим образом: Маккейн – 44 процента, Ромни – 29, Хаккаби – 18, Пол – 6.
Результаты опроса The Washington Post и ABC News первое место и 47 процентов поддержки среди демократов отводили Клинтон, Обама был на втором с 43 процентами. Распределение мест среди республиканцев было аналогично данным CNN: Маккейн – 48 процентов, Ромни – 24, Хаккаби – 16, Пол – 7. Сходные результаты дал опрос, проведенный USA Today и Gallup. У демократов: Клинтон – 45 процентов, Обама – 44. У республиканцев: Маккейн – 42 процента, Ромни – 24, Хаккаби – 18, Пол – 5. Такую же расстановку сил демонстрировал опрос Reuters, C-SPAN и Zogby, проведенный 3 февраля среди демократических и республиканских избирателей в штатах Калифорния, Нью-Джерси и Миссури.
Республиканскому фавориту Маккейну супервторник давал шанс окончательно закрепить за собой лидерство. Его победы на прошедших этапах праймериз, выход из борьбы Джулиани, недавно объявленная поддержка со стороны губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, наладившееся финансирование кампании, которая полгода назад из-за недостатка средств была на грани краха – все это очень серьезные плюсы.
Исследовали полагали, что к среде в распоряжении Маккейна окажутся голоса более половины необходимого для победы числа делегатов. На руку ему играл мажоритарный принцип подсчета голосов на праймериз, используемый республиканцами в густонаселенных штатах Нью-Йорк, Коннектикут, Нью-Джерси, Аризона, Дэлавэр, где Маккейн по популярности обгонял Ромни.
В стане демократов, как свидетельствовали рейтинги, ситуация была сложнее. Перед голосованием вторника Обама и Клинтон использовали последние возможности, чтобы склонить на свою сторону демократических избирателей. У демократов при определении результатов праймериз всегда используется пропрорциональный принцип, что в большой степени уравнивало шансы двух кандидатов.
Число делегатов общенациональной партийной конвенции республиканцев, которая пройдет с 1 по 4 сентября, - 2380 человек. Чтобы обеспечить себе выдвижение в президенты, кандидату необходимо заручиться поддержкой простого большинства (1191 делегат). При этос бывают "приверженные" делегаты, обязующиеся на конвенции голосовать за определенного кандидата, и "неприверженные". У неприверженных свободы выбора больше, но обычно их предпочтения тоже известны.
У демократов национальная конвенция пройдет 25-28 августа. Ее состав – 4049 делегатов, делящихся на приверженных, избираемых на праймериз и кокусах, и "суперделегатов", направляемых на конвенцию в соответствии с положением в партии. Как и в случае с неприверженными республиканцами, демократические суперделегаты не обязаны заранее объявлять о своем выборе, но все же выступают сторонниками того или иного кандидата. Для победы кандидату нужна поддержка 2025 делегатов.
По результатам проходивших в супервторник праймериз и кокусов у демократов назначались 1688 делегатов, а у республиканцев – 1069, то есть почти половина от общего числа.
Как и предсказывалось, Маккейн по итогам супервторника стал бесспорным республиканским лидером. Он одержал победу в девяти штатах – Калифорнии, Коннектикуте, Иллинойсе, Миссури, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Оклахоме, Делавэре и Аризоне – и заручился поддержкой более 600 делегатов.
На счету его ближайшего конкурента Ромни победы в Аляске, Колорадо, Массачусетсе, Миннесоте, Монтане и Юте. Он смог обеспечить себе поддержку примерно 270 делегатов. Хаккаби, бывший священнослужитель-баптист, победил в штатах "библейского пояса" – Алабаме, Арканзасе, Джорджии и Теннеси. Кроме того, за ним победа в Западной Вирджинии. На национальный конвент он пока может отправить примерно 170 делегатов.
По результатам демократических праймериз и кокусов супервторника Обаме удалось одержать победу в большем числе штатов. Особенно уверенно он победил в Иллинойсе, который представляет в Сенате, а также в Алабаме и Джорджии, где сыграла роль поддержка черных избирателей. Кроме того, Обаму поддержало большинство демократов в Аляске, Колорадо, Коннектикуте, Делавэре, Айдахо, Канзасе, Миннесоте, Миссури, Северной Дакоте и Юте.
На стороне Клинтон – большинство демократов в густонаселенных штатах. Она финишировала первой в Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси и Массачусетсе. Кроме того, бывшая первая леди выиграла голосования в Аризоне, Арканзасе, Оклахоме, Теннеси и Американском Самоа. Исход борьбы в Нью-Мексико пока неясен. Таким образом, пока что на счету Обамы тринадцать штатов, а Клинтон – восемь. Большее число делегатов – за Клинтон, но разница с Обамой не столь уж велика (примерно 820 и 730 делегатов соответственно). А если говорить строго о приверженных делегатах, достижения двух сенаторов практически равны: примерно 630 за Клинтон и 620 за Обаму.
Все по сюжетам:Борьба за Белый дом: республиканцы Борьба за Белый дом: демократы
Хотя в республиканской гонке Маккейн смог вырваться далеко вперед и обеспечил себе поддержку более половины необходимого для победы числа делегатов, два его соперника объявили, что сдаваться не намерены. Хаккаби, к примеру, сказал, что "будет по звуку гонга вставать на каждый раунд этого боя".
Следует отметить, что именно между Ромни и Хаккаби распределяются пристрастия консервативной части республиканцев, к Маккейну по-прежнему относящейся прохладно. Для триумфа Маккейна на внутрипартийной арене это, как показал супервторник, помехой не стало, а как скажется на ходе основных выборов – пока неизвестно. Впрочем, будучи "неблагонадежным" в глазах консерваторов-однопартийцев, для колеблющейся части электората Маккейн, напротив, довольно привлекателен, что для кандидата на основных выборах немаловажно.
Как будут разворачиваться события в лагере Демократической партии, предсказывать не стоит. Клинтон и Обама действительно идут ноздря в ноздрю, и каждый изо всех сил постарается поставить оппоненту подножку. Другое дело, что, пока два демократа выясняют отношения между собой, республиканец получает дополнительное время для подготовки к главной схватке.