Россия
21:29, 12 февраля 2008

Виновен, но не опасен Суд признал националиста Бориса Миронова виновным, но отпустил за сроком давности

12 февраля новосибирский суд вынес решение по делу писателя и публициста националистического толка Бориса Миронова. Подсудимый был признан виновным в разжигании межнациональной розни. Тем не менее, суд постановил освободить Миронова от уголовного преследования, поскольку истек срок давности по этому преступлению.

Своих националистических взглядов Борис Миронов никогда не скрывал, последовательно пытаясь реализовать их в журналистике и политике. В 1990-х годах он возглавлял Русскую патриотическую партию, позднее преобразованную в Национально-державную партию России (НДПР). В начале 2003 года организации было вынесено предупреждение из-за интервью Миронова газете "Московские новости", в котором он говорил о необходимости лишить избирательного права граждан России "некоренных национальностей". Вскоре Минюст действительно отменил регистрацию НДПР, правда, под предлогом недостаточного количества региональных отделений.

Какое-то время Миронов трудился на госслужбе, занимая должность председателя Комитета РФ по печати. Продержался он там недолго - с декабря 1993 по сентябрь 1994 года, когда его сняли за националистические высказывания, активно обсуждавшиеся в правозащитной прессе. Недоволен Мироновым был и президент Борис Ельцин, которому не нравилось, что главный по печати в стране открыто симпатизирует националистам всех мастей. О своем конфликте с Ельциным писал и сам Миронов, утверждая, что пострадал за желание служить русскому народу, а не "шкурным интересам" власти.

Не поладил Миронов и с соратниками. В 2003 году он вышел из НДПР и отправился в свободное плавание. Пытаясь продолжить политическую карьеру, Миронов баллотировался на пост губернатора Новосибирской области. Выборы он с треском проиграл, набрав полпроцента голосов и заняв последнее место. Однако на этом история отношений Миронова с новосибирскими властями не закончилась: местная прокуратура завела на бывшего госчиновника дело, связанное с содержанием его предвыборных материалов, в которых нашли признаки антисемитизма и разжигания межнациональной ненависти.

В своей предвыборной программе Миронов делал акцент на том, что регион, большая часть населения которого - русские, должен возглавлять тоже русский. Главной мишенью для его нападок стал губернатор Виктор Толоконский, бессменно возглавляющий областную администрацию с 2000 года. Родившийся и проживший всю жизнь в Новосибирске человек был объявлен Мироновым "зеркалом еврейской диктатуры".

Собственно, идея того, что евреи захватили власть в России и от этого все ее беды, является любимой темой Бориса Миронова, которой он посвятил не только массу статей (например, "О еврейском фашизме"), но и целые книги. Однако уголовное дело на него завели за содержимое информационных бюллетеней "Первый сибирский фронт" и "Второй сибирский фронт", посвященных Толоконскому, который якобы отдал евреям все ключевые посты в регионе.

О том, что он "не любит евреев", Миронов не перестал твердить даже на суде. Правда, от некоторых своих формулировок русский патриот все же отступился. В частности, заявил, что, говоря о "жидах", имел в виду скупых, жаждущих наживы людей, а не весь еврейский народ. А вот что Миронов писал об этом слове в книге "Иго иудейское", вышедшей в 2002 году: "А то, что жидам не нравится, как мы их называем, так ведь это мы их так называем на своем родном русском языке".

Впрочем, как пишет газета "Коммерсант", Миронов, комментируя обвинительное заключение прокуратуры, жаловался, что оно состоит из надерганных цитат, "не имеющих к делу отношения". Так что "Лента.ру" воздержится от дальнейшего цитирования отрывков из трудов экс-главы Госкомпечати. Желающие ознакомиться со всей системой взглядов Бориса Миронова легко могут найти его произведения в сети.

Как бы то ни было, суд признал, что Миронов виновен в "разжигании межнациональной розни с использованием СМИ, совершенном публично". Однако никакого реального наказания он не понесет. Причина - истечение срока давности.

Действительно, дело Миронова тянулось долго. Он был арестован в декабре 2006 года, то есть спустя более чем два года после возбуждения уголовного дела. Почему? А потому, что дело это расследовалось в Новосибирске, а Миронов проживал в Москве, куда и вернулся сразу после выборов. Как писала после его ареста "Российская газета", целый год прокурорские работники звонили несостоявшемуся губернатору, требуя явиться для дачи показаний. Тот отвечал, что у него нет денег на билет. Осенью 2004 года в столицу из Новосибирска приехал заместитель прокурора. Избежать общения с ним Миронову удалось без труда: он просто заперся в своей квартире.

После этого эпизода зампрокурора уехал восвояси, а Миронова объявили в федеральный розыск. Целых два года его не могли найти, хотя, если верить прессе, он не особо и прятался, например, участвовал в презентации переиздания уже упомянутой книги "Иго иудейское" и даже опубликовал письмо президенту РФ Владимиру Путину.

Наконец, в декабре 2006 года за Мироновым снова приехали из Новосибирска, арестовали и увезли. В Новосибирске его месяц продержали в СИЗО, а потом отпустили под залог в 100 тысяч рублей (в отличие от денег на билет, они нашлись). Еще год продолжалось рассмотрение дела.

Решение суда, по идее, должно было устроить всех. Виновным Миронова признали, то есть правозащитникам не из-за чего возмущаться. Сторона обвинения также выразила удовлетвориние приговором. Хотя, как сообщают "Вести", прокурор не исключил, что решение суда будет обжаловано.

Что касается Миронова, то логично предположить, что он предпочтет не лезть на рожон и забыть об этой истории. Тем более что ему светит еще один процесс: в январе 2008 года уже в Москве началось рассмотрение дела о публикации книги "Иго иудейское". Если она будет признана экстремистской, то автора могут вновь привлечь к уголовной ответственности.

Впрочем, как известно, лучший способ защиты - нападение. Еще до вынесения судебного решения защитник Миронова заявлял, что не смирится с обвинительным приговором. "Любой обвинительный приговор мы будем обжаловать, и при необходимости дойдем до Европейского суда по правам человека", - цитирует адвоката "Коммерсант". И хотя в такой поворот событий не очень верится, было бы интересно послушать, что скажет Европейский суд о человеке, предлагающем раздавать гражданские права по национальному признаку.

< Назад в рубрику