13 февраля 2008 года государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos De Venezuela объявила о прекращении поставок нефти американской ExxonMobil. Компания пошла на такие меры в связи с "юридически-экономической агрессией" со стороны американцев, говорится в официальном сообщении Petroleos De Venezuela. Ранее по просьбе ExxonMobil Высший суд Лондона заморозил 12-миллиардные активы венесуэльской нефтяной компании. Однако ответный ход Венесуэлы, похоже, отрицательно скажется лишь на самой Венесуэле.
Венесуэльская программа национализации поставила иностранные компании в сложное положение. Правительство страны требовало от зарубежных компаний передать значительные доли активов в руки государства, а также существенно увеличить налоговые отчисления в бюджет. Несогласные лишались лицензии на добычу нефти в Венесуэле.
Многие иностранные партнеры Чавеса соглашались на новые условия и пересматривали контракты. При этом они практически ничего не теряли, поскольку продолжали получать львиную долю сверхприбыли. Так поступили Chevron, норвежская Statoil, французская Total и British Petrolium. Из ряда выбились лишь ConocoPhilips и ExxonMobil, которые 26 июня 2007 года заявили об уходе из страны.
Позднее в рамках очередного этапа реализации программы венесуэльские власти взялись за два крупных нефтяных месторождения, значительная доля в которых принадлежала ExxonMobil. Американцы воспротивились намерениям венесуэльцев, поскольку руководство компании понимало – передача активов в руки неэффективной PDVSA будет означать резкое снижение объемов добычи. Так происходило на других национализированных месторождениях. Например, до национализации на месторождении Urdaneta, контролируемого Royal Dutch Shell, суточный объем добычи нефти составлял почти 47 тысяч баррелей. После национализации в марте 2007 года суточный объем снизился до 43 тысяч баррелей.
Тогда американцы выдвинули иск против правительства Венесуэлы. 7 февраля 2008 года Высший суд Лондона, а также суды Нидерландов и Антильских островов приняли сторону ExxonMobil и постановили заморозить активы государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA на сумму 12 миллиардов долларов. Этот ход позволил сильно покачнуть позиции неэффективной PDVSA, и без того переживающей не самые лучшие времена. Западные финансовые аналитики утверждают, что PDVSA находится в кризисе, для преодоления которого ей необходимы масштабные финансовые инвестиции.
Сегодня компания владеет 14 нефтеперерабатывающими заводами в США, Европе и странах Карибского бассейна. Общая стоимость этих заводов составляет около 15 миллиардов долларов. Однако теперь PDVSA будет трудно получить деньги даже путем продажи части своих зарубежных активов – решение европейских судов не только помешает поиску инвесторов, но и существенно осложнит сам процесс продажи. И здесь, пожалуй, даже не помогут уверения генерального директора PDVSA и, по совместительству, министра по делам нефти Рафаэля Рамиреса в том, что решение суда никак не скажется на внешнеторговых операциях компании.
В списке нефтяных поставщиков США Венесуэла занимает лишь четвертое место, так что Америка сможет относительно безболезненно пережить прекращение поставок и без особых трудностей найти другого поставщика "черного золота". В любом случае, ответный ход остается за Штатами.
На речь Чавеса откликнулись лишь торговые биржи, где цена на нефть 11 февраля 2008 года перевалила за 90 долларов. После известия о том, что Венесуэла перекрывает кран, стоимость "черного золота" начала движение вверх. Если во вторник утром цены снизились на ожиданиях роста запасов США, то к середине следующего дня мартовские фьючерсы на американскую легкую нефть выросли до 93,35 долларов за баррель.