Поздно вечером в субботу 16 февраля в Нюрнберге российский боксер-тяжеловес Николай Валуев победил белоруса Сергея Ляховича и получил право на бой с чемпионом мира по версии WBA (Всемирная боксерская ассоциация) Русланом Чагаевым. Перед поединком с Ляховичем Валуев обещал продемонстрировать, чему он научился за несколько месяцев работы с новым тренером Александром Зиминым. Демонстрация получилась очень убедительной.
Валуев сменил наставника после того, как в апреле 2007 года потерпел первое в своей карьере поражение, проиграв титул чемпиона WBA узбеку Чагаеву. Новым главой тренерского штаба российского боксера стал Зимин, поставивший задачу сделать Валуева более быстрым и подвижным, а также разнообразить его ударный арсенал.
29 сентября россиянин провел первый бой под руководством Зимина, победив канадца Жана-Франсуа Бержерона. В той встрече увидеть заметный прогресс в действиях Валуева могли только те, кто очень хотел его увидеть. С другой стороны, Бержерон на протяжении почти всего поединка бегал от россиянина, и если его главной задачей было добежать до финального гонга, то он с ней справился.
Судьи, однако, оценивали, в первую очередь, не скорость передвижения по рингу спиной вперед, а количество и качество нанесенных ударов, и единогласно отдали победу Валуеву. После той победы российский боксер получил право на бой за звание претендента на титул чемпиона WBA, то есть победа над Ляховичем давала ему возможность провести матч-реванш с Чагаевым.
Соперником Валуева стал 31-летний белорус Сергей Ляхович. В апреле 2006 года он завоевал титул чемпиона WBO (Всемирная боксерская организация), но уже через семь месяцев был нокаутирован американцем Шэнноном Бриггсом. Ляхович вел по очкам, но за несколько секунд до финального гонга пропустил серию ударов и вылетел за пределы ринга.
Менеджеры белоруса во главе с болгарином Ивайло Готцевым попытались доказать, что во всем виноваты рефери и хронометрист, слишком рано отсчитавшие Ляховичу нокаут и не давшие ему вскарабкаться обратно на ринг и забрать свой чемпионский пояс. Протест был отклонен, и тех пор белорус более года не выходил на профессиональный ринг.
Обычно после поражений боксеры, входящие в число лидеров в своей весовой категории, проводят один бой с не самым сильным соперником (Валуев, например, поступил именно так). У Ляховича, похоже, такой возможности не было: сроки поединка с Валуевым были оговорены достаточно быстро, поэтому времени на то, чтобы "размяться" на ком-нибудь вроде Бержерона, у белоруса не оставалось.
В последнюю неделю перед боем Ляхович и особенно его менеджер Готцев излучали оптимизм. Боксер говорил, что он знает, как использовать свое превосходство в скорости и как нейтрализовать преимущество Валуева в росте, весе и длине рук.
Готцев рассказал, что спарринг-партнерами Ляховича были, в частности, американец Джулиус Лонг, который даже выше Валуева, и "большой русский парень", около года назад спарринговавший с Чагаевым. Один из этапов подготовки Ляховича проходил в горных районах Болгарии, что должно было обеспечить белорусу преимущество в выносливости.
Несмотря на заявления Ляховича и Готцева, у многих болельщиков и специалистов оставались сомнения в способности белорусского боксера противостоять Валуеву на равных. Взвешивание, состоявшееся в пятницу, подкрепило эти сомнения. Ляхович потянул на 113,8 килограмма, установив личный рекорд - прежде он никогда не выходил на ринг таким тяжелым.
Под Валуевым весы показали 146 килограммов, что является для россиянина вполне нормальным "боевым весом". Валуев, в декабре готовившийся к бою в Японии, а затем перебравшийся в Берлин, отмечал, что он находится в отличной форме, но говорить о достоинствах и недостатках своего противника, как обычно, отказывался.
По эффектности выхода на ринг Ляхович проиграл Валуеву еще больше, чем на весах. Путь белоруса через зал сопровождала только песня Du Hast группы Rammstein, а выход россиянина был обставлен живым выступлением неизвестного вашему автору музыкального коллектива (солист внешностью вполне удачно косит под Джона Бон Джови) и взрывами чего-то очень пиротехнического.
Первый раунд получился более или менее равным, но удары Валуева были тяжелее, и к тому же, он выиграл концовку. Начиная со второго раунда, преимущество россиянина стало практически полным. Валуев часто доставал Ляховича джебом (прямой удар с "передней", левой, руки), причем если обычно этот удар служит для того, чтобы подготовить свою атаку или сбить с прицела соперника, то Ляховича от джебов Валуева заметно встряхивало.
Кроме того, россиянин подключал удары справа намного чаще и эффективнее, чем он делал это последних боях. Еще одним "новаторским решением" в технике Валуева стал апперкот, которым он встречал Ляховича в тех эпизодах, когда белорус уходил вниз и пытался сблизиться с россиянином.
Тактика Ляховича, как показалось, свелась к тому, чтобы выйти на левый боковой удар и попытаться достать им соперника. Выходить на удар у белоруса получалось нечасто, а доставать Валуева - еще реже. К тому же, россиянин не оставил безответной ни одну из редких удачных атак Ляховича. Белорус облегчал ему задачу тем, что недостаточно использовал передвижения "по фронту".
Преимущество Валуева сомнений не вызывало. В концовке второго раунда он поймал Ляховича на удар справа и провел затяжную серию, которую прервал гонг. Тогда показалось, что именно гонг спас белоруса от нокаута, но стойкость, проявленная им в следующие десять раундов, сделала это утверждение более чем сомнительным.
Ни один из раундов не проходил без того, чтобы Валуев не доставал Ляховича хотя бы жестким джебом, и в эти моменты голова белоруса болталась так же, как это бывает с головой спящего пассажира на резких поворотах. Пассажир в таких случаях или просыпается, или падает на сиденье, где и продолжает спать. Ляховичу удалось провести в вертикальном положении все 12 раундов.
После восьмого раунда тренер белоруса Томми Брукс, недовольный действиями своего боксера, пригрозил ему остановить бой, но Ляхович дал понять, что будет продолжать. Наставник Валуева Александр Зимин между раундами не скрывал от россиянина, что все идет очень неплохо, но призывал сохранять бдительность и не снижать активности.
По итогам 12 раундов судьи выставили очки 120:108 (дважды) и 120:107 в пользу Валуева. Это означает, что арбитры единогласно отдали россиянину все 12 раундов, причем кто-то из судей в одном из раундов оценил преимущество Валуева в два очка (обычно, чтобы добиться этого, соперника надо послать в нокдаун).
После боя Ляхович признал свое поражение, отметив, что его соперник знал, как использовать свои преимущества, а сам он не нашел, чем ответить противнику. "Это был не мой день", - сказал белорус, перспективы которого в тяжелом весе кажутся теперь весьма неясными.
У Валуева, наоборот, все очень определенно: он получил право на бой с Русланом Чагаевым за титул чемпиона WBA. "Руслан Чагаев, очень скоро мы встретимся", - обратился россиянин к узбекскому боксеру после победы над Ляховичем. Валуев также отметил, что он действовал намного лучше, чем в последних боях, и вообще сильно изменился как боксер.
Прогресс, которого Валуев добился менее чем за год после поражения от Чагаева, действительно впечатляет, тем более, что россиянину идет уже 35-й год, а в этом возрасте менять свой стиль крайне непросто. Того, что Валуев показал в бою с Ляховичем, наверное, должно хватить и для победы над Чагаевым. Однако хочется верить, что российский спортсмен не только вернет себе чемпионский пояс, но и превратится в еще более зрелищного боксера.
Становиться лучше, как известно, никогда не поздно. Особенно, если получается.