Экономика
19:24, 18 февраля 2008

Для внутреннего потребления Иран открыл свою нефтяную биржу

Исламская республика Иран наконец сделала то, что давно обещала и открыла свою собственную нефтяную биржу. Пока что она проходит своеобразный "прогревочный круг", работая лишь с нефтепродуктами. Сроки открытия самого "вкусного" отделения по торговле сырой нефтью неизвестны, однако в том, что одна из богатейших этим ресурсом страна рано или поздно начнет торговлю на своих условиях, сомневаться не приходится. Насколько глобальными будут у этого шага последствия - вопрос другой, куда менее ясный.

Иранская нефтяная биржа открылась вчера, 17 февраля, на острове Киш в Персидском заливе. Что интересно, церемония открытия состоялась не по физическому адресу организации, а в Тегеране, откуда с Киша был проведен телемост. На площадке уже зарегистрировалось около ста компаний, а торговую деятельность осуществляют 20 брокеров. В результате самой первой сделки было продано 100 тонн полиэтилена.

Над созданием биржи Иран начал работать еще с 2001 года, когда, с одной стороны, в мире начали после долгого перерыва расти цены на нефть, а с другой, начали ухудшаться отношения с США (и до этого отнюдь не блестящие). Таким образом, необходимость создания собственного источника ценообразования на главный экспортный ресурс для Исламской республики была обусловлена как экономическими, так и политическими соображениями.

В мире не так уж и много площадок, на которых ведется торговля нефтью и в особенности связанными с ней ценными бумагами. Последние, по некоторым оценкам, составляют до 90 процентов всего оборота, и эти фьючерсы реальными поставками не обеспечены. Большая часть оборота приходится на Нью-Йоркскую и Лондонскую биржу, являющиеся в этом смысле монополистами, определяющими реальную цену на "черное золото".

Но объявить о планах по созданию биржи легко, а реализовать их намного сложнее. В Иране, где государству принадлежит решающая роль в регулировании экономики, к внедрению этого инструмента оказались просто не готовы. Около семи лет было потрачено на реформы законодательства и развитие нужной инфраструктуры.

В марте 2006 года иранское руководство внезапно заявило о том, что площадка будет открыта со дня на день. Это известие, наложившись на очередное приближение США к границе дозволенного лимита государственных заимствований, наделало немало шуму. Подлило масла в огонь тогда сообщение о том, что на иранской бирже торговать нефтью будут в какой угодно валюте, только не в долларах.

Отказ от доллара для Ирана шаг отнюдь не только политический. Американская валюта ведет себя не очень стабильно, а ее курс постоянно снижается. Продавать продукцию на экспорт гораздо выгоднее за другие денежные единицы, и в Исламской республике эту свою выгоду довольно четко понимают, скрывая ее идеологизированной риторикой о долларе как инструменте американской гегемонии.

В будущем персы планируют продавать нефть на бирже за самые разные валюты, кроме, разумеется, доллара США. Наиболее привлекательным и одновременно реалистичным для экспортеров ближневосточной страны выглядит вариант с евро. Большинство потребителей иранской нефти находится в Европе, да и самим европейцам так будет удобно.

Не прочь иранцы торговать нефтью и за российские рубли. "Биржа вполне использовать рубли, чтобы избавить мир от долларового рабства", - не без пафоса заявил 15 февраля посол Ирана в России Голямреза Ансари. Это довольно любопытно с учетом того, что все больше российских официальных лиц говорят о необходимости сделать рубль валютой международного значения. Однако здесь сближение России и Ирана ограничивается разговорами, никаких конкретных шагов на данный момент сделано не было.

Отвязка нефти от доллара - это, пожалуй, ключевая тема всех разговоров вокруг открытия биржи. Некоторое время ряд специалистов спекулировал на том, что продажа одного из главных мировых ресурсов за другую валюту может подорвать позиции доллара в мире. Однако большинство экспертов не склонно драматизировать ситуацию. Да, Иран контролирует 5 процентов мирового производства нефти, что является весьма значительной долей. Но большая часть нефтяных сделок - это долгосрочные контракты, заключающиеся вне бирж. Последние важны скорее как инструмент ценообразования.

Кроме того, потенциальные потребители вряд ли так уж сильно горят желанием отказаться от доллара как от платежного средства. К примеру, Китай, постепенно выдвигающийся на первую роль в качестве покупателя ресурса, в этом явно не заинтересован. Полуторатриллионные резервы КНР, номинированные в основном в американской валюте, такому решению не благоприятстсвуют.

Пока же только что открытая биржа торгует исключительно за свою национальную валюту - иранский риал. Это вполне объяснимо с учетом того, что в ближайшее время большая часть сделок будет совершаться внутри страны. Сырой нефти на площадке нет, продаются только нефтепродукты разной степени переработки - от бензина до полиэтилена. Их объемы не так уж и велики. Всего в Иране в 2007 году производилось около 22 миллиона тонн нефтепродуктов. По сравнению с количеством добываемой в год нефти (около 200 миллионов тонн) эта цифра выглядит несерьезной.

Впрочем, именно с биржей связываются надежды Ирана на развитие нефтеперегонной индустрии. Предполагается, что с ее помощью иностранные инвесторы станут проявлять больший интерес к перерабатывающим активам в стране. Для Ирана эта проблема стоит весьма остро, так как государство регулярно сталкивается с нехваткой бензина и других нефтепродуктов - просто классический случай "сапожника без сапог". Так что в обозримом будущем значение только что площадки ограничится самим Ираном и, вероятно, частью Ближнего Востока и Средней Азии. Но глобальным оно будет вряд ли.

< Назад в рубрику