По предварительным результатам выборов в нижнюю палату пакистанского парламента (Национальную ассамблею) убедительная победа досталась оппозиционным партиям погибшей в конце декабря Беназир Бхутто и бывшего премьер-министра Наваза Шарифа. Поддерживающая президента Мушаррафа Пакистанская мусульманская лига-Q финишировала лишь третьей. Сложившаяся ситуация дает оппозиции возможность, создав коалицию, инициировать процедуру импичмента действующего президента.
День выборов прошел в целом спокойно: обошлось без крупных терактов. СМИ сообщают, однако, о 24 смертях, "связанных с выборами". Эти люди погибли в столкновениях сторонников разных партий.
Активность избирателей при этом оказалась весьма низкой. Как и на предыдущих выборах, из 81 миллиона человек, имеющих право голосовать, на участки пришли лишь 30-40 процентов. Одна из неправительственных организаций, чьи наблюдатели работали на выборах, сообщила о явке в 35 процентов.
Как сообщает независимый пакистанский канал Geo TV, по итогам подсчета голосов в 239 из 277 избирательных округов лидирует Пакистанская народная партия (PPP) погибшей Беназир Бхутто. Эта партия набрала 82 места. На втором месте - Пакистанская мусульманская лига-N (PML-N) Наваза Шарифа, которая уже получила 62 места.
На третьем месте с 36 креслами находится поддерживающая президента Первеза Мушаррафа Пакистанская мусульманская лига-Q (PLM-Q). Председатель партии Чадри Шуджаат Хуссейн (Chaudhry Shujaat Hussain) проиграл в своем родном городе Гуджрат (Gujrat), а работавший в кабинете министров Мушаррафа шейх Рашид Ахмед (Sheikh Rashid Ahmed) не сумел обойти своих соперников в двух избирательных округах города Равальпинди.
Результат выборов оказался по большому счету предсказуемым. Первез Мушарраф потерял поддержку как консервативного мусульманского населения, так и более либерально настроенных жителей страны.
Первые осуждают президента за слишком тесную дружбу с США. Они считают своего президента слишком проамерикански настроенным, заставляющим страну вести "чужую войну" с терроризмом.
Вторые же, во главе с Навазом Шарифом и преемниками Беназир Бхутто, ставят Мушаррафу в вину свертывание демократических свобод в Пакистане, объявление чрезвычайного положения и роспуск Верховного суда, который, по сообщениям СМИ, готовился отказать Мушаррафу в легитимности.
Как сам президент, так и председатель пропрезидентски настроенной PML-Q Чадри Шуджаат Хуссейн (Chaudhry Shujaat Hussain) признали свое поражение. Президент заметил, что, как приверженец демократии, примет любые итоги выборов, даже если они будут неблагоприятны для него лично. В свою очередь Хуссейн заявил, что депутаты от PML-Q "с открытым сердцем" готовы сесть "на места оппозиции".
Однако смирения Мушаррафа и его сподвижников явно недостаточно для того, чтобы остановить бывшую оппозицию, пообещавшую своим сторонникам устроить теряющему популярность президенту импичмент.
Как партия Шарифа, так и партия Бхутто имеют серьезные претензии к главе государства. PML-N, отличающаяся более резкой критикой режима, не признает легитимность избрания Мушаррафа президентом, отказываясь признавать решение Верховного суда, состав которого был сменен Мушаррафом.
Представитель PML-N, однако, уже заявил, что если Верховный суд, собранный в первоначальном составе, признает законной победу действующего президента, то партия согласится с этим решением.
Что касается PPP, то самым неприятным для Мушаррафа моментом могут стать обвинения вдовца Беназир Бхутто, который считает режим ответственными за гибель своей жены. Партия также ясно обозначила намерение противодействовать политике президента и, по возможности, сократить срок его пребывания у власти.
Однако "хоронить" политическую карьеру Первеза Мушаррафа пока рано. По конституции, он обладает правом распустить Национальную Ассамблею в том случае, если сочтет действия избранного из числа парламентариев правительства не соответствующими конституции. Это решение, однако, должен одобрить Верховный суд.
Политический "расклад" в Пакистане изменился за один день. Оппозиция, в течение долгих лет не имевшая реальной власти, наконец сумела обеспечить себе солидное представительство в парламенте, что, в свою очередь, позволит ей реально влиять на положение дел в стране. Власть президента, очевидно, пошатнулась. Вопрос в том, сумеет ли Первез Мушарраф выдержать давление объединенной оппозиции и в очередной раз остаться у власти.