Цена на нефть на Нью-Йоркской бирже по итогам торгов впервые в истории превысила отметку 100 долларов за баррель. Такое случалось и раньше, но лишь в ходе торгов, а не после закрытия. Нефть остается исключительно дорогим ресурсом даже несмотря на все опасения по поводу проблем у ее главного потребителя - экономики США. Специалисты считают, что "сотка" - это не более чем промежуточный финиш и цена может подрасти еще на 10 долларов как минимум.
100-долларовая отметка впервые была преодолена в первые дни 2008 года. Тогда, впрочем, цена не смогла задержаться на ней даже в течение дня. Ну а затем наступил новый виток кредитного кризиса в США, сопровождаемый резким снижением ставки ФРС и "черное золото" несколько подешевело - до 85 долларов.
Как выяснилось, ненадолго. К концу февраля нефть рванула к новым высотам, уже не реагируя на ожидания рецессии. 19 февраля очередной "большой скачок" на бирже в Нью-Йорке на 4,5 доллара сразу установил новую цену марки WTI на уровне 100 долларов 1 цент, хотя во время сессии она повышалась до 100 долларов 10 центов. Параллельно британская марка нефти Brent достигла своего личного исторического максимума - 98,56 доллара за баррель.
20 февраля азиатские биржи рост нефти несколько приостановили - до 98,5 доллара. Однако, скорее всего, это не более чем коррекция: есть все основания полагать, что в дальнейшем рост продолжится. Аналитики считают, что цена вырастет до 105-110 долларов, и только тогда следует ожидать прямого вмешательства ОПЕК.
Причин тому сразу несколько. Во-первых, венесуэльский скандал, когда Уго Чавес отказался отгружать нефть для американской Exxon Mobil из-за ее попытки блокировать национализацию нефтяных ресурсов страны, в то время как вызывает вопросы стабильность поставок из вечно неспокойной Нигерии. Во-вторых, пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Техасе, в результате которого данное производство может выйти из строя на два месяца.
Однако повышение цен нельзя объяснить исключительно сиюминутной конъюнктурой. Так, падение курса доллара вынуждает инвесторов искать другие объекты для вложения, к самым надежным из которых относится нефть.
Кроме того, неясна пока позиция ОПЕК. На ближайшем заседании организации должно быть принято решение об очередном изменении объема добычи. Неизвестно лишь, в какую сторону оно будет направлено. Даже если добыча не будет увеличена, это сыграет в пользу роста нефти, а вполне вероятное снижение добычи под предлогом традиционного уменьшения спроса во втором квартале может стать дополнительным стимулом к очередному витку удорожания.
Как утверждает ряд специалистов, страны-экспортеры не смогут кардинально увеличить добычу при всем желании. Существуют расчеты, показывающие, что так называемый пик Хабберта (названный так в честь американского геофизика Кинга Хабберта, успешно спрогнозировавшего падение добычи нефти в США после 1970 года), предполагающий достижение максимального уровня добычи, а затем его необратимого спада, уже пройден в 2005 или 2007 году. Другие, в частности британцы из Cambridge Energy Research Associates возражают им, доказывая, что добыча может быть увеличена до 112 миллионов баррелей в день (сейчас 91). В любом случае, нефтяной пик рано или поздно все равно настанет, и, следовательно, в долгосрочной перспективе не следует ожидать значительного падения цен. Разве что случится какой-то совсем уж крупный форс-мажор мирового масштаба.
Впрочем, когда говорят о повышении цены за последние десятилетия на ту или иную сумму, зачастую забывают добавить "без учета инфляции". В результате у многих людей складывается ощущение, что нынешние цены на нефть есть что-то уникальное и никогда ранее не случавшееся. Это не совсем так. В начале 1980 года баррель нефти стоила 38 долларов, однако по тем временам это были деньги несколько большие, чем нынешние 100. При этом за скобки вынесено падение курса доллара относительно других валют, с учетом которого разница между ценой 2008 и 1980 года будет еще более ощутима. То есть рынку еще есть куда расти.
Приложить вышеописанные расчеты на практике поспешили российские нефтяники. Вчера "Лукойл" заявил о том, что не будет поставлять нефть в Германию в феврале, поскольку не удалось договориться с потребителями о размерах оплаты. Вполне возможно, что российская компания решила оседлать благоприятную конъюнктуру и повысила цены. Немцы к такому повороту событий оказались не готовы. Однако когда цена скакнет до 110, что при нынешних раскладах не выглядит совсем уж фантастикой, многим из потребителей по всему миру придется стать посговорчивее.