Президенту Франции Николя Саркози предложили расплатиться за вред, нанесенный Венеции Наполеоном. Венецианские энтузиасты, которые намерены 15 марта начать заново отстраивать сожженную наполеоновскими войсками знаменитую галеру "Буцентавр", рассудили, что было бы справедливо, если бы часть их расходов оплатила Франция.
Общая стоимость восстановления "Буцентавра" оценивается в 20 миллионов евро. К работам, которые будут проводиться на исторической венецианской верфи "Арсенал", будет привлечено около 200 судостроителей, плотников и ювелиров. За постройкой галеры смогут наблюдать туристы, школьники и просто местные жители. Помимо предполагаемой финансовой помощи Франции, для восстановления судна планируется использовать средства, пожертвованные бизнесменами итальянских областей Венето и Ломбардия.
"Буцентавр", также известный как "Бучинторо", или Галера дожей, был впервые построен в 1300 году, в эпоху расцвета Венеции. Галера была богато украшена золотом, и фактически служила плавучим дворцом для венецианских правителей. Каждый год, находясь на борту этого судна, венецианский дож бросал в воду освященное кольцо, проводя обряд символического "заключения брака Венеции с морем". Позже новые такие галеры строили еще три раза. Последний "Буцентавр", построенный в 1728 году, был гораздо роскошнее своих предшественников, создававшихся в лучшие для Венеции времена.
В 1798 году наполеоновские войска, оккупировавшие Венецию, за три дня разграбили и сожгли "Буцентавр". Чтобы вывезти с галеры все золото, понадобилось 400 мулов. От богатого судна осталось лишь несколько фрагментов, которые до сих пор хранятся в итальянских музеях. Неудивительно, что теперь венецианцы считают себя вправе требовать у Франции небольшую "репарацию" для постройки пятого "Буцентавра". Как отреагировали на просьбу венецианцев во Франции - пока неизвестно.
Впрочем, жители Венеции и раньше не упускали возможности припомнить французам оккупацию своего города. В 2003 году символический судебный процесс, состоявшийся в Дворце дожей, признал Наполеона Бонапарта виновным в разграблении и уничтожении тысячелетней венецианской республики. Данная точка зрения довольно-таки спорна - в конце XVIII века, когда Наполеон захватывал Венецию, она уже была скорее "городом карнавалов", нежели великим государством.
Причиной суда над покойным французским императором послужило намерение группы бизнесменов из Франции и Венеции установить в городе статую Наполеона, сделанную в 1811 году скульптором Доменико Банти. С 1811 по 1814 год эта статуя уже стояла в Венеции на площади Святого Марка, однако желание бизнесменов вернуть ее городу было воспринято жителями без всякого восторга.
По мнению историков, важнейшей из причин, приведших некогда могущественную Венецию в упадок, были венециано-турецкие войны XV-XVIII веков. Из-за этих войн Венеция, в частности, лишилась почти всех своих владений на Балканах и в Восточном Средиземноморье. Также не стоит забывать о Великих географических открытиях, из-за которых основные торговые пути переместились со Средиземного моря на Атлантический океан, подорвав тем самым значение Венеции как крупного центра торговли Западной Европы с Востоком.
Так что роль Наполеона в истории Венеции нельзя оценивать однозначно. Поклонники Бонапарта наоборот утверждают, что он вдохнул жизнь в умирающий город.
Однако факт остается фактом: именно после французской оккупации ранее независимая Венеция стала частью сперва Австрии, а потом Италии. "После" или "вследствие" - разбираются далеко не все и не всегда. А если учесть, что в Венеции до сих пор существуют ультраправые сепаратисты, желающие создать в области Венето свободную от римской власти "Паданскую республику" - становится ясно, почему обида на Бонапарта смогла просуществовать в сознании венецианцев более 200 лет.