Экономика
21:19, 26 февраля 2008

Знак IPO на груди у него Российские компании разместили на рынке больше акций, чем представители любой другой страны Европы

Российский бизнес вышел в европейские лидеры по объему первичного размещения акций (IPO). Такие результаты продемонстрировал ежегодный обзор "Пионеры IPO", проведенный консалтинговой компанией PBN. Более того, по этому показателю Россия опередила Германию, Италию и Францию вместе взятых.

2007 год стал для многих отечественных компаний более чем успешным в плане привлечения средств. Такой его способ, как публичное размещение акций, стал по-настоящему массовым. Причем не только для российских предпринимателей, так и их коллег из стран СНГ. К примеру, если в 2005 году на этот шаг решились только 16 компаний, то в 2006 году их было уже 26, а в 2007 их число достигло 33.

Львиная доля размещений акций компаниями из СНГ пришлась на Россию. Фирмы из РФ продали в ходе своих IPO акций на 29,4 миллиарда долларов США (остальные страны содружества вместе собрали 4,9 миллиарда). Это больше, чем у кого-либо в Европе. Великобритания, занявшая второе место, привлекла 22 миллиарда долларов, Германия - 11,8 миллиарда, Италия - 5,8 миллиарда, а Франция - 4,9 миллиарда. Возрос и объем выручки на одну компанию, составив в 2007 году более 1 миллиарда долларов против 917 миллионов годом ранее (в 2005 году он составлял чуть более 30 миллионов на компанию).

Если исходить из более раннего исследования Ernst & Young, проведенного перед Новым годом, то в мировом рейтинге Россия оказалась на третьем месте. Уверенно лидирует здесь Китай с 52,6 миллиардами, а в США было проведено IPO на 38,7 миллиарда.

Крупнейшими размещениями - причем не только в Европе, но и во всем мире - стали IPO Сбербанка и ВТБ (последний, кстати, оказался первым российским банком, разместившим акции за границей). Эти двум российским банкам удалось выручить 8,8 миллиарда и 8 миллиардов долларов соответственно. Этот результат, правда, сильно не дотягивает до достижения китайского ICBC, привлекшего в 2006 году 22 миллиарда долларов.

Любопытен еще и тот факт, что сектор, в котором наиболее активно проводились размещения, поменялся. Если раньше среди российских компаний преобладали представители сырьевой и горнодобывающей отрасли, то теперь лидерами стали финансисты (на их долю пришлось 52 процента всех привлеченных средств). Компании сектора недвижимости также отличились - их выручка за предыдущий год выросла на 731 процент.

При этом работа на иностранных фондовых рынках, к чему стремятся столь многие российские компании, вовсе не является более выгодной. Рыночная капитализация российских фирм, прошедших листинг на отечественных торговых площадках, увеличилась к концу года на 16 процентов. В то же время на Лондонской фондовой бирже компании из СНГ выросли в стоимости всего лишь на 5 процентов.

Разразившийся в середине года ипотечный и кредитный кризис в США и Европе особенно сильно на российские IPO не повлиял. Этому удивились эксперты из PBN, отметив, что еще пару лет назад подобное и представить себе было трудно. Но факт остается фактом: двенадцать компаний из стран СНГ вышли на фондовый рынок после начала кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках в августе 2007 года и привлекли 8 миллиардов долларов, или 23 процента от общих поступлений по итогам IPO в прошлом году. Для сравнения: за 10 лет, прошедшие со времени самого первого размещения, проведенного компанией "Вымпелком" в 1996 году, и вплоть до конца 2005 года средств было привлечено на 24 процента меньше.

Речь в данном случае не только о России. По словам главного управляющего PBN Питера Некарсулмера, фондовый рынок Украины в 2007 году стал вторым в мире по показателям после китайского, а в начале 2008 года уже проявил устойчивость в условиях кредитной нестабильности в мире. "Казахстан, чьи компании в 2007 году привлекли 3,8 миллиарда долларов США, вне всяких сомнений будет играть все более значимую роль и в наступившем году", - добавил он.

Да и цели IPO, судя по всему, поменялись. Если раньше, как отметил Некарсулмер, проведение IPO рассматривалось как "возможность для олигархов получить деньги за свои доли", то теперь ситуация другая. Вырученные от продажи акций средства идут в основном на развитие компании. Реинвестиции составили в 2007 году 81 процент от привлеченных денег, хотя еще год назад их объем равнялся 35 процентам.

Эксперты из PBN смотрят в будущее российских компаний вполне оптимистично. По их прогнозу, в 2008 году массовый выход российских компаний на фондовые рынки как внутри страны, так и за рубежом продолжится. Если в позапрошлом году тон задавали сырьевики, а в прошлом банкиры, то теперь настала очередь компаний из реального сектора. Разместят свои акции на биржах представители таких отраслей, как инфраструктурная и инжиниринговая, а также сельское хозяйство. Предприятия последнего, с учетом галопирующих цен на продовольствие, видимо, и правда будут нарасхват.

< Назад в рубрику