Американская пресса распространила статистические данные из доклада компании Pew Center On The States, в соответствии с которыми Соединенные Штаты занимают первое место в мире по количеству заключенных - в стране сидит каждый сотый взрослый гражданин. Второе и третье места в этом "рейтинге" занимают соответственно Китай и Россия.
В соответствии с опубликованными данными, на начало 2008 года в американских тюрьмах содержалось 2 миллиона 300 тысяч человек (общая численность населения государства - около 300 миллионов). Примечательно, что США держат первое место не только по общему количеству заключенных, но и по их числу на душу населения.
Чаще всего в американские тюрьмы попадают черные мужчины - в шесть раз чаще, чем белые, и в три раза чаще, чем латиноамериканцы. На содержание осужденных преступников государство тратит около 50 миллиардов долларов в год.
За американцами в опубликованном докладе следуют КНР и Россия. В Китае, где проживает 1,5 миллиарда, сидит 1,5 миллиона человек. В Российской Федерации на 145 миллионов населения приходится 890 тысяч зеков.
Следует отметить, что ничего принципиально нового в этих данных нет. США держат первое место по количеству заключенных с 2000 года, так что острить насчет самой свободной нации в мире уже поздно. До указанного года наибольшее число заключенных на душу населения наблюдалось в России.
По данным правозащитной организации "Центр содействия реформе уголовного правосудия" на 1 сентября 2000 года на 100 тысяч россиян приходилось 655 зеков (общее количество заключенных - около 975 тысяч). В США тот же показатель составил 710.
Авторы доклада полагают, что причиной такого большого количества заключенных в США является жесткость американских законов. Также, по мнению экспертов, по отношению к людям, не совершившим тяжких преступлений, следует чаще использовать наказания, альтернативные тюремному заключению. Например, общественный надзор или курс лечения от наркотической зависимости.
Вместе с тем, упрекать американское правосудие в том, что оно сажает всех подряд, несправедливо. По статистике, в США доля оправдательных приговоров достигает 17-25 процентов от общего числа. В России оправдывают менее 1 процента людей, попавших на скамью подсудимых. С одной стороны, это может говорить о хорошей работе следственных органов, которые не доводят до суда невиновных. С другой стороны, о плохой работе судов, которые принимают выводы следствия, не пытаясь в них разобраться.
На вопрос, хорошо или плохо, что в стране много осужденных, также нет однозначного ответа. Одни полагают, что это плохо - значит, высок уровень преступности. Другие, напротив, считают, что это указывает на хорошую раскрываемость преступлений, ведь вор должен сидеть в тюрьме.
Есть и другие нюансы. Если по количеству заключенных Китай находится на втором месте, то по количеству смертных казней уверенно держит первое. По данным правозащитной организации Amnesty International, в 2006 году в этой стране было вынесено 2790 смертных приговоров и казнено по меньшей мере 1010 человек.
Вслед за Китаем в этом списке следуют Иран, Пакистан, Ирак и Судан. США занимают шестое место. В 2006 году там казнили чуть более 50 человек, в 2007 - чуть более 40.
Что касается условия содержания в тюрьмах, то все та же Amnesty International в своем докладе о состоянии прав человека за 2007 год среди стран, в которых эти условия особенно ужасны, отметила Парагвай, Боливию, Эквадор, Уругвай, Чили, Таджикистан. Список нарушений стандартен: перенаселенность тюрем, антисанитария, плохое обращение с заключенными, пытки.
Как ни странно, но упрекнули правозащитники и благополучную Бельгию. По данным организации, там переполнены центры для малолетних преступников, и часть несовершеннолетних содержатся в тюрьмах для взрослых.
С проблемой переполненных тюрем сталкивается и руководство Великобритании. Особенно остро стоит этот вопрос в женских исправительных учреждениях, поскольку число женщин-заключенных неуклонно растет.
Что касается российских мест лишения свободы, особенно учреждений предварительного заключения, то условия содержания в них, по мнению правозащитников, вполне могут быть приравнены к пыткам. И пока меняются сухие цифры статистики по количеству уголовных дел и вынесенных приговоров, это обстоятельство, увы, остается неизменным.