Экономика
20:41, 29 февраля 2008

Поток потек Для закрепления успехов в строительстве "Южного потока" России осталось договориться с Украиной и Румынией

После серии успехов в продвижении газопровода "Южный поток" Россия неожиданно натолкнулась на серьезное препятствие. Хотя договоренности с ключевыми участниками проекта - Венгрией и Сербией - были достигнуты в короткие сроки, проблемы пришли оттуда, откуда их явно не ждали. А именно - с Украины.

Газопровод "Южный поток", чье назначение - снабжать страны Центральной, Южной и Юго-восточной Европы российским газом, прежде чем попасть на Балканские просторы, проходит по дну Черного моря. Именно этим, кстати, вызвана столь высокая стоимость его строительства - от 10 до 14 миллиардов долларов. Но помимо чисто финансовых вопросов существуют и другие проблемы.

Согласно международному праву, в Черном море вообще нет внутренних вод. Вся акватория поделена между прибрежными государствами. Поэтому поставить газопроводную нитку таким образом, чтобы никого не зацепить, невозможно. Нынешний проект предполагает, что частично труба пройдет по части дна моря, относящейся к экономическим зонам Украины и Румынии. Следовательно, маршрут прокладки предварительно следует согласовать с этими странами.

Запретить строить трубопровод Украина, равно как и Румыния, не может. По международным нормам, государства, по чьей территории проходит труба, должны одобрить экологическую экспертизу проекта. Тем не менее, на согласование экспертизы дается год и ни дня более. Строительство можно отсрочить, но не отменить. Впрочем, и этого может быть вполне достаточно чтобы попортить крови участникам проекта. Так что старый анекдот про "не съем, но хоть понадкусываю" может оказаться вполне актуальным.

Разумеется, вряд ли Украина будет сильно сопротивляться, если начнет реализовываться альтернативный газовый проект - "Белый поток", по которому среднеазиатский газ пойдет в Западную Европу через украинскую территорию. В этом случае два государства просто обменяются взаимным одобрением. Но перспективы "Белого потока" весьма и весьма туманны, и многие специалисты считают, что в итоге проект окажется мертворожденным.

Реальной альтернативы украинскому дну нет. Вариант с Турцией для участников "Южного потока" малоприемлем, поскольку здесь потребуется проектировать все заново. Да и не факт, что Турция будет намного сговорчивее.

Получилось так, что Россия второй раз наступила на одни и те же грабли. Ранее в точности такие же трудности возникли с другим газпромовским "щупальцем" - "Северным потоком", ранее именовавшимся Североевропейским газопроводом (СЕГ). Там маршрут проходит по экономическим зонам целого ряда балтийских стран, в том числе и, например, Эстонии, отношения с которой конструктивными не назовешь.

Во всем остальном "Южный поток" с удивительной оперативностью добился впечатляющих результатов. В кратчайшие сроки удалось договориться сразу с несколькими будущими участниками. Если на начало года между поставщиками из России и потребителями из Италии (основным партнером "Газпрома" в прокладке трубопровода является итальянский концерн Eni) и Австрии стояла настоящая балканская стена, то уже к концу февраля она исчезла. Сначала было заключено соглашение с Болгарией, затем свою подпись без колебаний поставила попавшая в косовскую передрягу Сербия, а не далее как 28 февраля в пуле участников оказалась еще и Венгрия. Хотя еще в прошлом году эта страна посматривала совсем в другую сторону.

Этот поворот легко объясним. Хотя часть политического истеблишмента европейских стран, особенно на востоке континента, не горит большим желанием работать с Россией, особого выбора среди поставщиков природного газа у них нет. Проект Nabucco, который активно продвигает США и некоторые европейские страны, по-прежнему писан вилами на воде.

Все в Nabucco хорошо - и пресловутая диверсификация поставок, и удобный маршрут, и невысокая стоимость (5 миллиардов евро, то есть почти в два раза дешевле "Потока"). Не хватает всего одной мелочи - газа. Поставлять топливо по этой трубе некому - Азербайджан вряд ли способен загрузить нитку в полном объеме, а среднеазиатские республики и Казахстан склоняются к транзиту через Россию. Остается Иран, у которого хватает и газа и желания, но военно-политический ажиотаж вокруг этой страны создает не самый здоровый деловой климат. Никому не нужен газопровод, в который в любой момент может попасть очередной гуманитарный "Томагавк".

Поэтому срок ввода проекта в эксплуатацию постоянно откладывается. Если в декабре говорили о 2011 годе как начале работы газопровода, то теперь дедлайн сдвинут до 2013. Естественно, что большинство потребителей готовы выбрать вполне осязаемый российский вариант, от сложностей не застрахованный, но гарантирующий получение продукта в нужный срок с высокой долей вероятности. С учетом того, что цены на углеводороды ведут себя в последнее время крайне капризно, а поставщики газа задумываются о своей собственной ОПЕК, которая сможет эффективно выкручивать руки "белому брату", понять европейцев можно.

< Назад в рубрику