Зашедшие в начале марта в тупик газовые переговоры между Россией и Украиной так из него и не выбрались. 4 марта "Газпром" и "Нафтогаз" вяло обменивались вялыми обвинениями, пока российская монополия не решилась на обострение ситуации. В середине дня ее представитель Сергей Куприянов заявил, что "Газпром" сократит поставки газа на Украину с 20:00 по московскому времени еще на четверть.
Таким образом, 4 марта ожидается уже второе сокращение поставок в марте 2008 года. Первое состоялось, как и обещал "Газпром" 3 марта, но не вызвало ожидаемого российской монополией эффекта. "Нафтогаз", судя по заявлениям "Газпрома", пока всячески протестует против подписания контрактов за 2008 год. 4 марта, сообщил Куприянов, представители украинской компании просто не прилетели в Москву для новых переговоров, поэтому о заключении какого-то соглашения пока не может быть и речи.
После первого сокращения поставок по инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор между президентами России и Украины Владимиром Путиным и Виктором Ющенко. О чем беседовали главы двух стран, не сообщалось, но судя по тому, что поставки не восстановлены, о чем-то конкретном они не договорились.
Раньше разговоры Ющенко и Путина были более продуктивными. Например, 12 февраля, когда президент Украины прилетал в Москву, ему удалось добиться отсрочки сокращения поставок. При этом говорилось о том, что президенты договорились обо всем – как о новой схеме поставок газа на Украину, так и о выплате долга Киева перед "Газпромом".
Следующий разговор Ющенко и Путина состоялся 26 февраля. К этому времени выяснилось, что при встрече президенты явно преувеличили уровень понимания между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом". Российская монополия за февраль успела обвинить украинскую как в слишком медленном темпе выплаты долга, так и нежелании подписывать договор на 2008 год. И уже в начале марта сократила поставки газа.
Уже 3 марта представители "Нафтогаза Украины" заявили, что "Газпром" перестарался и сократил поставки не на 25 процентов, как обещал, а сразу на 35 процентов. В российской монополии этот выпад долгое время не комментировали, но потом привели конкретные цифры: по данным "Газпрома", Украина получила за сутки 104 миллиона кубометров, что соответствует 75 процентам от суточной нормы.
Множа взаимные обвинения, Сергей Куприянов отметил, что представителей компании SGS, которая привлечена "Газпромом" для мониторинга за транзитом газа по территории Украины, не пустили на газоизмерительные станции. Присутствие наблюдателей необходимо для того, чтобы "Нафтогаз Украины" не стал отбирать газ, идущий на экспорт, для собственных нужд.
В "Нафтогазе" ответили, что не нужно драматизировать ситуацию, поскольку на газоизмерительных станциях и так есть представители "Газпрома". Что же касается экспертов SGS, то они не прошли формальные регламентные процедуры, и поэтому их не пустили на станции.
Во время всех газовых конфликтов между Россией и Украиной чиновники Евросоюза просят стороны как можно скорее помириться. Оно и понятно: через Украину идет львиная доля всего газа, который импортирует Евросоюз.
В "Газпроме" 4 марта отметили, что европейцам бояться нечего, поскольку российская монополия сокращает поставки исключительно украинцам. В "Нафтогазе" другого мнения. В специальном пресс-релизе компания отметила, что если "Газпром" и дальше продолжит сокращать поставки, Киев может забрать часть топлива, идущего в Европу. На Украине пояснили, что будут снабжать европейских потребителей до тех пор, пока это не будет угрожать энергетической безопасности собственной страны.
В разгар нового газового конфликта в Еврокомиссии пока занимают нейтральную позицию. Намерение "Газпрома" сократить поставки газа представитель ЕК Микеле Черконе назвал лишь нерешенным коммерческим спором между компаниями двух стран. Иными словами, в Еврокомиссии не стали переводить конфликт в политическую сферу, хотя если Украина действительно начнет забирать чужой газ, заявления еврочиновников могут стать гораздо жестче. Во время прошлых газовых конфликтов они всегда упрекали "Газпром" – в основном, за слишком жесткие меры в отношении Украины. В этот раз от европейцев достанется, скорее всего, и "Газпрому", и "Нафтогазу".
После переговоров между Владимиром Путиным и Виктором Ющенко казалось, что схема поставок газа, которую придумали президенты, подходит и Украине, и России. Суть ее заключалась в том, чтобы убрать из газовых соглашений посредников RosUkrEnergo и "Укргаз-Энерго" и заменить их двумя совместными предприятиями "Газпрома" и "Нафтогаза". Одно из них должно было поставлять газ конечным потребителям на территории Украины. Получалось, что довольны обе стороны: устранения RosUkrEnergo из соглашений давно добивался Киев, а "Газпром" всегда был не против увеличить свою долю на внутреннем рынке Украины.
Однако в Кабинете министров Украины решили, что такая схема "Нафтогазу" не подходит. В конце февраля первый вице-премьер Украины Александр Турчинов заявил, что правительство считает нецелесообразным создавать совместное с "Газпромом" предприятие по сбыту газа внутри страны. Вполне возможно, что именно в этом, а не в долге Украины перед "Газпромом", который монополия с многомиллиардной выручкой может позволить себе временно не взыскивать, кроется суть конфликта между российской компанией и правительством Украины.
Тем не менее, финансовую составляющую также не стоит списывать со счетов. Фактически Украина не платит "Газпрому" уже два месяца, причем может даже утверждать, что долгов нет: соглашения между "Нафтогазом" и "Газпромом" на 2008 год нет, а значит, Россия поставляет газ "за просто так". Долго такая ситуация продолжаться не может – особенно если от конфликта Украины и "Газпрома" пострадают европейцы.