4 февраля на компьютерной выставке CeBIT в Ганновере президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель договорились по вопросу о создании Средиземноморского союза, или, согласно новой формулировке, Союза для Средиземноморья. Достигнутое соглашение положило конец весьма напряженному дипломатическому спору между двумя ведущими европейскими государствами, который грозил серьезным расколом внутри ЕС. Главное, о чем договорились Меркель и Саркози, что в создании Союза для Средиземноморья будут принимать участие все 27 стран ЕС полюс страны Ближнего востока и Магриба, имеющие выход к Средиземному морю.
Чтобы понять, насколько важным стало достижение франко-германского дипломатического компромисса, произошедшее почему-то на открытии компьютерной выставки, необходимо вернуться немного назад. Впервые идею создания Средиземноморского союза выдвинул Николя Саркози. Он заявил об этом еще в феврале 2007 года в ходе своей предвыборной кампании на пост президента Франции. Затем, победив на выборах, он озвучил свое предложение в развернутом интервью авторитетному французскому журналу Politique Internationale, представляя читателям основные направления своей внешней политики.
По мнению Саркози, средиземноморские страны должны создать союз, который работал бы в тесном контакте с ЕС и со временем даже смог бы иметь с Евросоюзом общие институты. Необходимость подобного объединения, как отметил французский президент, объяснялась тем, что предыдущее соглашение 1995 года - "Барселонский процесс" -призванное укрепить связи между странами Cредиземноморья и ЕС, оказалось мертворожденным и фактически не работает.
Главными задачами союза должны были стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды.
Николя Саркози предложил, чтобы организационные вопросы и выработка основных направлений деятельности обсуждались на уровне глав государств и правительств по примеру саммитов "Большой восьмерки". Координация совместного экономического развития стран союза, должна была осуществляться через создание Средиземноморского инвестиционного банка, по примеру того, как это происходит в Европе, где этим целям служит Европейский инвестиционный банк. Саркози особо подчеркнул, что одной из ведущих стран в новом межгосударственном объединении должна стать Турция.
В целом предложение Саркози вызвало достаточно сдержанную реакцию в ЕС, однако нельзя сказать, что она была негативной. Прежде всего, в идее Средиземноморского союза увидели стремление Франции через промежуточную структуру приблизить к Европе Турцию, формально не принимая ее в ЕС. Саркози ранее давал четко понять, что Турция по своему географическому положению не Европа, и что Франция не даст своего согласия на ее вхождение в Евросоюз. Однако, когда Николя Саркози в своей привычной энергичной манере стал в одностороннем порядке действовать для осуществления задуманного, напряжение понемногу стало нарастать.
В ходе официальных визитов в страны Магриба - Алжир и Марокко - французский президент открыто обсуждал с их руководством шаги по созданию Средиземноморского союза, при этом даже не считая необходимым привлечь для консультаций других партнеров по ЕС, в частности, Германию. Наконец, когда в конце ноября 2007 года в Алжире Саркози заявил, что Франция и Алжир сформируют ось Средиземноморского союза, терпение партнеров по ЕС лопнуло.
В начале декабря, за несколько дней до подписания базового конституционного соглашения ЕС в Лиссабоне, канцлер Германии Ангела Меркель в непривычной для себя резкой манере подвергла критике действия Николя Саркози, заявив, что создание Средиземноморского союза ставит под удар европейское единство и, прежде всего, франко-германское сотрудничество, которое является мотором общеевропейского развития. По мнению Меркель, планы Саркози могут в итоге привести к тому, что Германия окажется по одну сторону вместе с центральноевропейскими и восточноевропейскими странами, в то время как по другую сторону будут Франция и средиземноморские государства.
Ангела Меркель дала четко понять, что для Германии, которая не имеет выхода к Средиземному морю, этот регион так же важен, как и для Франции. Она отметила, что к созданию Средиземноморского союза необходимо привлечь все страны ЕС. "500 миллионов человек, живущих в Евросоюзе, - заявила Меркель, - должны вместе формулировать свои интересы". Более того, по мнению канцлера, ситуация когда ряд стран ЕС пытаются создать собственное объединение, используя для этого финансовые средства всего Евросоюза, является неприемлемой.
Реакция немецкой прессы была не менее жесткой. Франции поставили в упрек, что она пытается разыграть из себя преемницу Римской империи. Как отметил обозреватель Suddeutsche Zeitung Рудольф Чимелли (Rudolph Chimelli), зарезервировав за собой ключевую роль в Средиземноморском союзе, Париж тем самым планирует усилить свое влияние внутри ЕС. Это должно стать своеобразным ответом Германии. "Среди французов широко распространено убеждение, нигде открыто не афишируемое, что богатая процветающая Германия создает из государств восточной и юго-восточной Европы политически зависимых клиентов", - писал Чимелли.
Вслед за Германией, Франция подверглась критике со стороны других европейских государств. Даже Массимо Д'Алема (Massimo d'Alema), министр иностранных дел Италии, - страны более других заинтересованной в развитии средиземноморского региона - заявил, что хотя ЕС больше внимания должен уделять югу, тем не менее создавать для этих целей новую международную организацию не нужно. Сближение средиземноморских государств, по мнению Д'Алема, должно происходить согласно уже существующим договоренностям, а иммено "Барселонскому процессу".
О своих сомнениях относительно создания Средиземноморского союза заявили Испания и Португалия, а также Еврокомиссия. Среди средиземноморских стран тоже выявились существенные противоречия. В частности, Марокко насторожено отнеслась к идее первенства Алжира в Средиземноморском союзе. Между двумя странами давно идет скрытое соперничество за влияние в Северной Африке. Отклик Турции на предложение о вступлении в Средиземноморский союз вместо ЕС был сдержанно-негативным. Стамбульская газета SABAH расценила весь проект как "пустой и бессодержательный".
На самом деле Франция была не так уж не права. Как отметил в своей статье бывший министр иностранных дел Франции Эрве де Шарет (Hervе de Charette), начиная с 2000 года, ЕС намного больше внимания уделяло востоку, процессу расширения, а отношения со странами средиземноморского бассейна отошли на задний план. На восток было направлено 50 миллиардов евро из общеевропейского бюджета, в то время как юг всего 5 миллиардов. Тем не менее, де Шарет признал, что идея Николя Саркози о сближении со средиземноморским югом должна осуществляться несколько в иных формах с привлечением всех заинтересованных партнеров.
Он предложил отказаться от названия Средиземноморский союз и заменить его на Средиземноморский совет, который должен быть организован наподобие давно и успешно существующего Совета государств Балтийского моря (СГБМ), куда входят 11 прибрежных стран, в том числе Россия, а Великобритания и Франция, не имеющие выхода к Балтийскому морю, имеют статус наблюдателей. При этом, по мнению де Шарета, отказываться от "Барселонского процесса" совсем не обязательно, напротив, нужно вдохнуть в него новую жизнь.
Выдвинутая Шаретом идея оказалась, судя по всему, и верной и плодотворной. Столкнувшись с критикой, Франция несколько изменила подход. Прежде всего было изменено название будущего объединения: вместо Средиземноморского союза оно стало именоваться Союзом для Средиземноморья. Франции удалось заручиться поддержкой Италии и Испании. 20 декабря Николя Саркози, Романо Проди и Хосе Луис Родригес Сапатеро подписали так называемое Римское воззвание, в котором призывали страны Африки и Европы "к объединению вокруг союза средиземноморских стран".
В Союз для Средиземноморья должны были войти 25 стран - 22 страны, которые имеют выход к Средиземному морю, плюс Иордания, Португалия и Мавритания, играющие важную роль в регионе. При этом отмечалось, что отношения между ЕС и средиземноморскими партнерами будут стоиться на принципах, закрепленных в "Барселонском процессе", иными словами Союз для Средиземноморья не будет претендовать на то, чтобы оттянуть на себя часть функций ЕС. На 14 июля в Париже наметили проведение саммита представителей стран Средиземноморья и государств ЕС, а днем ранее, 13 июля, должна пройти предварительная встреча с участием только представителей средиземноморских государств.
Предложенная схема, несмотря на очевидную попытку найти компромиссное решение, оказалась достаточно запутанной. Прежде всего за счет сохранения весьма неудобного дуализма: некоторые страны ЕС объявлялись средиземноморскими и могли входить в новую структуру: Союз для Средиземноморья, другие же - нет и должны были строить свои отношения с средиземноморскими неевропейскими государствами на принципах "Барселонского процесса". Создается впечатление простого наложения старой системы на новую. Очевидно, это мало отвечало интересам Германии.
Ангела Меркель своей позиции не изменила и даже предприняла ряд демонстративных шагов. Так, намеченная на 3 марта встреча между Николя Саркози и Ангелой Меркель в баварском Штаубинге (Straubing) была перенесена на 9 июня. 22 февраля немецкая Die Welt сообщила, что встреча была перенесена из-за невозможности Франции и Германии прийти к соглашению по средиземноморскому межгосударственному объединению. Государственный секретарь ФРГ по европейским делам Гюнтер Глозер (Guenter Gloser) якобы повторил, что сотрудничество средиземноморских государств "должно проходить в рамках уже существующих государственных институтов".
Очевидно, что Франция вновь была вынуждена пойти на уступки. Поэтому встреча все же состоялась в ранее намеченные сроки, однако в несколько необычной обстановке - на компьютерной выставке. Меркель смогла навязать свою точку зрения. В итоговом заявлении глав двух государств отмечается, что теперь членом Союза для Средиземноморье может стать любая из 27 стран ЕС. "Это общий проект 27 государств", - заявила Меркель. "Никто не будет исключен из этого проекта", - добавил Саркози.
Как отмечает в этой связи Der Spiegel, Союз для Средиземноморья станет новой ступенью в развитии "Барселонского процесса" и не будет ни дублировать его, ни заменять. По данным Le Monde, не исключено, что расписание июльского саммита в том виде, в котором оно представлено в Римском воззвании, будет изменено, поскольку теперь ЕС будет играть уже центральную, а не вспомогательную роль. Впрочем, детали достигнутого между Германией и Францией компромисса не известны. Как ожидается, они будут обнародованы 13 или 14 марта в Брюсселе.
Имеющиеся сведения противоречат одно другому. Так, премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил в эфире радиостанции Europe 1, что Союз для Средиземноморья будет организован по принципу уже упомянутого Совета государств Балтийского моря, только роль наблюдателя будет играть уже не Франция, а Германия. Между тем Le Monde пишет, что от "балтийской" схемы было решено отказаться. Остается ждать намеченного на июль саммита. Он должен выявить конкретные направления средиземноморского сотрудничества и, весьма вероятно, новые сложности.