4 марта 2008 года в Лейк Женева, США, в возрасте 69 лет скончался Гэри Гайгекс (Gary Gygax), один из создателей ролевой системы Dungeons & Dragons и тот, кого, называли отцом ролевых игр. Последние несколько лет он страдал от неоперабельной аневризмы брюшной аорты, но до января продолжал каждую неделю проводить с друзьями игры по правилам D&D.
Dungeons & Dragons - настольная игра, в которой несколько игроков создают персонажей и отправляются на поиски приключений, вооружившись карандашом и бумагой. В отдельных случаях ведущий использует игровое поле. Некоторым также нравится выставлять на это поле фигурки персонажей для наглядности.
Игроки сообщают ведущему, которого называют Dungeon Master, что они хотят сделать. Ведущий, руководствуясь собственным желанием, увесистым томом правил и игровыми кубиками, определяет, смогла ли команда победить монстра, открыть дверь, выбраться из ловушки или расколдовать заколдованную принцессу.
У таких игровых сессий есть несколько достоинств - они никогда не повторяются, сказка в них создается на лету, и кроме того, в них можно шутить над друзьями.
Сейчас в игры на базе D&D играет свыше 20 миллионов человек, ролевая система пережила три с половиной издания и готовится к четвертому. Продажа книг и аксессуаров для игр ежегодно приносит миллиард долларов. По мотивам Dungeons & Dragons выпущены десятки игр и даже несколько фильмов. В качестве источника вдохновения ее использовали авторы многих других игровых систем.
Гайгекс родился в 1938 году. Когда ему было пятнадцать лет, он увлекся настольными военными играми, и в частности игрой Gettysburg, которую выпускала компания Avalon Hill. К 1966 году этот вид игр так захватил его, что он помог создать Международную федерацию варгеймеров.
В 1967 Гайгекс провел конвент игроков Game Con в подвале своего дома. Пришло целых 20 человек. Сейчас Game Con, который официально проводится с 1968 года, является крупнейшим в США собранием любителей игр-хобби.
Свою первую настольную игру Гайгекс выпустил в 1971 году вместе с Джеффом Перреном. Ею стал варгейм Chainmail, в который могло играть до 10 человек на протяжении пяти часов. Chainmail стал основой для Dungeons & Dragons. Гайгекс придумал Dungeons & Dragons вместе с Дейвом Арнесоном (Dave Arneson).
Они черпали вдохновение не только из Chainmail. D&D является смесью цитат, персонажей, чудовищ и концепций из книг Толкина, Роджера Желязны, автора "Конана" Роберта Говарда, Джека Вэнса, Говарда Лавкрафта, Льюиса Кэрролла, мифологий разных народов и даже, как говорят, Книги Бытия. В 1974 году компания Tactical Studies Rules (TSR), которую основал Гайгекс, выпустила первую настольную игру по набору правил Dungeons & Dragons.
Первое, что замечает новичок в Dungeons & Dragons - использование в настольной игре не только обычных шестигранных, но также четырех-, восьми-, десяти-, двенадцати- и двадцатигранных кубиков. Кубики во многом определяют судьбу персонажа. Именно поэтому, например, издание The Inquirer сообщило о смерти Гайгекса лаконичным "Dragon slayer rolls his last multi-sided dice and dies".
Кроме того, механика игры подразумевает отслеживание довольно большого объема статистики: данных о персонажах, их оружии, броне, здоровье. Неудивительно, что уже в 1977 году система разделилась на просто Dungeons & Dragons и более сложную Advanced Dungeons & Dragons (AD&D), а в восьмидесятые стала усиленно использоваться в компьютерных игрушках, где PC выполнял роль беспристрастного ведущего. Игроки, в свою очередь, тоже перешли на безбумажные технологии и сейчас в Сети можно найти множество программ, облегчающих жизнь ведущим D&D-игр.
К 1997 году TSR оказалась на грани банкротства. Третье издание Dungeons & Dragons было продано Wizards of the Coast. Через три года простая и сложная система слились воедино, а новые хозяева использовали D&D для разработки специальной системы d20 system.
Последнюю разрешили использовать авторам других систем, что дало толчок для разработки самых разных игр, каждая из которых чем-то неуловимо похожа на Dungeons & Dragons.
Интернет переполнен сообщениями о смерти создателя D&D. Вот только некоторые из них.
pegasoff: Он изобрел меч +1, четыре героических архетипа фэнтези (воин, вор, волшебник и священник), хитпойнты, а также Силу и Ум, измеряемые в цифрах. Больше он не сотворил ничего выдающегося. Но сделанного достаточно, чтобы остаться величайшим игровым дизайнером в истории. Спасибо, Гэри.
_svetoch_:человек, который определил лицо нынешних ролевых игр... Без этого человека и мир, и ролевые игры будут другими.
bootsmann: Про этого человека говорили, что он научил мир по новому смотреть на игральные кости, и броски пресловутых кубиков под его влиянием обрели новый смысл.
near_bird: умер разработчик "Dungeons and Dragons" - неотъемлемой части моего веселого детства и юности.
ksoksep: Да он нам подарил тысячи жизней которые мы можем прожить и пережить чтож скажем ему спасибо и:Покойся с миром, наш любимый сказочник Дело твое живо и будет жить еще
bobik_ag: Гэри Гайгакс не умер. Он просто ушел на астральный план.
Майк Мирлс, главный разработчик четвертого издания D&D: Не думаю, что я осознал это. Для каждого игрока он был вроде доброго дядюшки. Он сформировал целое поколение игроков.