Мир
01:32, 13 марта 2008

Укороченный взлет Активность боевиков ХАМАСа вынуждает ЦАХАЛ пересматривать свои планы по закупке истребителей

Возросшая за последнее время интенсивность обстрелов территории Израиля ракетами "Кассам" вынуждает военное командование страны пересматривать свою стратегию, а также планы закупки вооружения и военной техники, в частности боевой авиации. Перед ЦАХАЛом встала задача сохранить возможность ее применения для нанесения ответных ударов по своим противникам в случае выхода из строя взлетно-посадочных полос военных аэродромов. Оптимальным решением в таком случае может стать закупка истребителей с укороченным взлетом и посадкой.

Новые планы

Корректировка оперативных требований и планов модернизации израильских военно-воздушных сил с учетом новых угроз, по всей видимости, станет одним из приоритетов нового командующего генерал-майора Идо Нехуштана (Ido Nehushtan), который 1 апреля текущего года сменит на этом посту генерал-майора Элиезера Шкеди (Elyezer Shkedy).

Действующим пятилетним планом развития вооруженных сил Израиля предусматривается закупка 25 американских истребителей пятого поколения в базовом варианте F-35А. Как ожидается, в более отдаленной перспективе на вооружение израильских ВВС поступят до 100 истребителей F-35А.

Однако в таком случае израильская авиация может оказаться абсолютно не готова к новым сценариям боевых действий. Растущая ракетная угроза со стороны сектора Газа на юге, со стороны Ливана на севере и, при самом пессимистическом раскладе, со стороны Западного берега в самом сердце Израиля может привести к формированию совершенно новой ситуации, в которой придется действовать военно-воздушным силам страны. Именно тогда и могут пригодиться истребители с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, применение которых будет возможно даже после разрушения противником взлетно-посадочных полос израильских аэродромов.

Как отмечают представители правительства и военного командования Израиля, наличие у террористов из ХАМАСа и "Хизбаллы" высокоточных ракет большой дальности уже вынудило инвестировать десятки миллионов долларов в укрепление авиабаз и оружейных складов. Более того, после ливанской войны 2006 года ВВС Израиля потратили немало средств и времени на разработку плана экстренной переброски критически важной авиационной техники с севера страны на другие базы вне зоны досягаемости ракет "Хизбаллы".

Вопрос о закупке истребителей F-35B обсуждался в Израиле и ранее, однако предпочтение неизменно отдавалось версии F-35А, которая имеет больший радиус действия, большую полезную нагрузку и к тому же является более доступной по цене. Теперь в качестве одного из факторов планирования новое командование ВВС Израиля, по всей видимости, будет рассматривать также возможность применения истребителей при различных вариантах военной обстановки.

Как полагает генерал-майор в отставке Херцль Бодингер (Herzl Bodinger), в свое время командовавший израильскими военно-воздушными силами, рост ракетной угрозы может стать серьезным аргументом в пользу закупки двух модификаций истребителя F-35 - как с обычным, так и с укороченным взлетом. По его мнению, от принятого решения будет во многом зависеть боеспособность израильской авиации в последующие 20-30 лет, поэтому возможность закупки двух типов истребителя F-35 должна рассматриваться самым серьезным образом.

Технические аспекты

Безусловно, немаловажную роль в процессе планирования Израилем закупок истребителей будут играть также их тактико-технические характеристики и стоимость.

Согласно данным компании Lockheed Martin, которая является разработчиком F-35, базовая версия истребителя оснащается баками на 8380 килограммов топлива и имеет радиус действия около 1130 километров. Боевая нагрузка F-35A равна 8150 килограммам. Для сравнения, вариант с укороченным взлетом F-35B имеет баки на 6340 килограммов топлива, его радиус действия составляет 925 километров, а боевая нагрузка - 6795 килограммов.

В режиме малозаметности, когда вооружение размещается только во внутренних отсеках истребителя, F-35A могут снаряжаться боеприпасами общей массой 2580 килограммов, в то время как для F-35B данный показатель на 1000 килограммов меньше.

Применение более сложной силовой установки на истребителях с укороченным взлетом также приведет к увеличению их стоимости примерно на 30 процентов по сравнению с базовой версией. По оценке руководства программы JSF (Joint Strike Fighter), в рамках которой и разрабатывается истребитель пятого поколения, стоимость F-35A составит 45-50 миллионов долларов, F-35B - примерно 65 миллионов долларов.

В то же время неоспоримым преимуществом варианта F-35B является возможность взлетать с разбегом немногим более 150 метров, а также совершать вертикальную посадку практически в любом месте.

Еще одним аргументом в пользу закупки истребителя F-35B может стать более раннее начало его серийного производства. Как ожидается, первые истребители с укороченным взлетом поступят на вооружение корпуса морской пехоты США в 2012 году, а базовый вариант будет поставляться ВВС США с 2013 года.

Передача технологий

В середине текущего месяца правительства Израиля и США планируют подписать соглашение, регламентирующее механизм передачи технологий в рамках программы JSF. Соглашение позволит ВВС Израиля получить доступ к технической документации и провести оценку всех параметров, необходимых для уточнения планов закупки истребителей американского производства.

Израиль значительно активизировал переговоры с Соединенными Штатами по вопросам, связанным с сотрудничеством в рамках программы JSF, со второй половины минувшего года. При этом израильская сторона проявляет интерес не только к получению доступа к американским технологиям, но и предлагает установить на истребители F-35 отдельные системы собственной разработки.

Тель-Авив присоединился к американской программе разработки истребителя пятого поколения еще в 2003 году, уплатив вступительный взнос в сумме 20 миллионов долларов. Уже само участие в программе дает израильской стороне формальное право на доступ к технической информации. Дополнительное соглашение, которое планируется подписать на днях, заложит юридические основы дальнейшего сотрудничества и установит ответственность сторон.

< Назад в рубрику