Возросшая за последнее время интенсивность обстрелов территории Израиля ракетами "Кассам" вынуждает военное командование страны пересматривать свою стратегию, а также планы закупки вооружения и военной техники, в частности боевой авиации. Перед ЦАХАЛом встала задача сохранить возможность ее применения для нанесения ответных ударов по своим противникам в случае выхода из строя взлетно-посадочных полос военных аэродромов. Оптимальным решением в таком случае может стать закупка истребителей с укороченным взлетом и посадкой.
Корректировка оперативных требований и планов модернизации израильских военно-воздушных сил с учетом новых угроз, по всей видимости, станет одним из приоритетов нового командующего генерал-майора Идо Нехуштана (Ido Nehushtan), который 1 апреля текущего года сменит на этом посту генерал-майора Элиезера Шкеди (Elyezer Shkedy).
Действующим пятилетним планом развития вооруженных сил Израиля предусматривается закупка 25 американских истребителей пятого поколения в базовом варианте F-35А. Как ожидается, в более отдаленной перспективе на вооружение израильских ВВС поступят до 100 истребителей F-35А.
Однако в таком случае израильская авиация может оказаться абсолютно не готова к новым сценариям боевых действий. Растущая ракетная угроза со стороны сектора Газа на юге, со стороны Ливана на севере и, при самом пессимистическом раскладе, со стороны Западного берега в самом сердце Израиля может привести к формированию совершенно новой ситуации, в которой придется действовать военно-воздушным силам страны. Именно тогда и могут пригодиться истребители с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, применение которых будет возможно даже после разрушения противником взлетно-посадочных полос израильских аэродромов.
Как отмечают представители правительства и военного командования Израиля, наличие у террористов из ХАМАСа и "Хизбаллы" высокоточных ракет большой дальности уже вынудило инвестировать десятки миллионов долларов в укрепление авиабаз и оружейных складов. Более того, после ливанской войны 2006 года ВВС Израиля потратили немало средств и времени на разработку плана экстренной переброски критически важной авиационной техники с севера страны на другие базы вне зоны досягаемости ракет "Хизбаллы".
Вопрос о закупке истребителей F-35B обсуждался в Израиле и ранее, однако предпочтение неизменно отдавалось версии F-35А, которая имеет больший радиус действия, большую полезную нагрузку и к тому же является более доступной по цене. Теперь в качестве одного из факторов планирования новое командование ВВС Израиля, по всей видимости, будет рассматривать также возможность применения истребителей при различных вариантах военной обстановки.
Как полагает генерал-майор в отставке Херцль Бодингер (Herzl Bodinger), в свое время командовавший израильскими военно-воздушными силами, рост ракетной угрозы может стать серьезным аргументом в пользу закупки двух модификаций истребителя F-35 - как с обычным, так и с укороченным взлетом. По его мнению, от принятого решения будет во многом зависеть боеспособность израильской авиации в последующие 20-30 лет, поэтому возможность закупки двух типов истребителя F-35 должна рассматриваться самым серьезным образом.
Безусловно, немаловажную роль в процессе планирования Израилем закупок истребителей будут играть также их тактико-технические характеристики и стоимость.
Согласно данным компании Lockheed Martin, которая является разработчиком F-35, базовая версия истребителя оснащается баками на 8380 килограммов топлива и имеет радиус действия около 1130 километров. Боевая нагрузка F-35A равна 8150 килограммам. Для сравнения, вариант с укороченным взлетом F-35B имеет баки на 6340 килограммов топлива, его радиус действия составляет 925 километров, а боевая нагрузка - 6795 килограммов.
В режиме малозаметности, когда вооружение размещается только во внутренних отсеках истребителя, F-35A могут снаряжаться боеприпасами общей массой 2580 килограммов, в то время как для F-35B данный показатель на 1000 килограммов меньше.
Применение более сложной силовой установки на истребителях с укороченным взлетом также приведет к увеличению их стоимости примерно на 30 процентов по сравнению с базовой версией. По оценке руководства программы JSF (Joint Strike Fighter), в рамках которой и разрабатывается истребитель пятого поколения, стоимость F-35A составит 45-50 миллионов долларов, F-35B - примерно 65 миллионов долларов.
В то же время неоспоримым преимуществом варианта F-35B является возможность взлетать с разбегом немногим более 150 метров, а также совершать вертикальную посадку практически в любом месте.
Еще одним аргументом в пользу закупки истребителя F-35B может стать более раннее начало его серийного производства. Как ожидается, первые истребители с укороченным взлетом поступят на вооружение корпуса морской пехоты США в 2012 году, а базовый вариант будет поставляться ВВС США с 2013 года.
В середине текущего месяца правительства Израиля и США планируют подписать соглашение, регламентирующее механизм передачи технологий в рамках программы JSF. Соглашение позволит ВВС Израиля получить доступ к технической документации и провести оценку всех параметров, необходимых для уточнения планов закупки истребителей американского производства.
Израиль значительно активизировал переговоры с Соединенными Штатами по вопросам, связанным с сотрудничеством в рамках программы JSF, со второй половины минувшего года. При этом израильская сторона проявляет интерес не только к получению доступа к американским технологиям, но и предлагает установить на истребители F-35 отдельные системы собственной разработки.
Тель-Авив присоединился к американской программе разработки истребителя пятого поколения еще в 2003 году, уплатив вступительный взнос в сумме 20 миллионов долларов. Уже само участие в программе дает израильской стороне формальное право на доступ к технической информации. Дополнительное соглашение, которое планируется подписать на днях, заложит юридические основы дальнейшего сотрудничества и установит ответственность сторон.