В начале марта ряд российских и израильских СМИ сообщили о том, что Генпрокуратура РФ согласилась выдать Колумбии гражданина Израиля, бывшего подполковника (по другим данным - полковника) десантных войск Яира Гала Кляйна. Он был задержан в аэропорту Домодедово еще в конце лета 2007 года. В Колумбии Кляйн был заочно приговорен за подготовку "эскадронов смерти" - вооруженных террористических формирований колумбийских наркобаронов. Тем не менее, выдадут Кляйна или нет, остается под вопросом.
На самом деле решение о выдаче Яира Кляйна было принято российской стороной еще 31 января 2008 года. Однако его адвокаты - Дмитрий Ямпольский из бюро "Падва и партнеры", а также Мордехай Цивин и Михаэль Левин подали апелляцию в Московский городской суд. 11 марта суд утвердил решение Генпрокуратуры. Тем не менее у адвокатов осталась еще одна возможность - подать апелляцию в Верховный суд РФ. Если и он оставит решение прокуратуры в силе, будет начата процедура экстрадиции.
Дело Яира Кляйна затронуло самые высокие дипломатические и политические сферы. О том, чтобы отправить Кляйна в Израиль и не выдавать его Колумбии ходатайствовала министр иностранных дел Ципи Ливни во время своего визита в Москву. В самом Израиле развернулась кампания в поддержку Кляйна. Его адвокаты передали президенту Шимону Пересу петицию с требованием вмешаться в процесс и добиться возвращения их подзащитного на родину. Под петицией, как сообщает newsru.co.il, подписались десятки высокопоставленных военных.
Сторонники и защитники Кляйна утверждают, что если он попадет в колумбийскую тюрьму, его жизнь подвергнется опасности. Обоснованность этих утверждений проверить сложно, однако отношение колумбийцев к бывшему наемнику отчасти характеризуют слова вице-президента Франциско Сантоса (Francisco Santos). "Мы надеемся, что Россия передаст его нам, чтобы он сгнил в тюрьме за все те несчастья, которые он принес Колумбии", - заявил он. Возвращение же Кляйна на родину автоматически означает его спасение - согласно существующим законам, Израиль не выдает своих граждан.
В самом Израиле Яир Кляйн не считается преступником и не подлежит юридическому преследованию. Его адвокаты уже заявили, что в случае экстрадиции Кляйна в Колумбию они подадут в суд на министерство иностранных дел Израиля, из-за бездействия которого, по их мнению, была создана угроза для жизни израильского гражданина. Между тем прошла информация, что Россия со своей стороны готова разрешить этот оказавшийся весьма щекотливым вопрос обходным путем.
Израильская газета "Маарив" сообщила, что российские власти якобы предложили обменять Кляйна на помилование некой Изабелле Бельфер, которая была приговорена к шести годам тюрьмы за попытку похищения и вывоза из Израиля своей внучки Лилах. Однако сами адвокаты Кляйна заявили, что речь, скорее всего, идет о дезинформации, специально запущенной израильским министерством иностранных дел, чтобы снять с себя часть ответственности за неспособность спасти их подзащитного. Словом, о том, где и как окончится одиссея полковника Кляйна, говорить пока рано.
64-летний Яир Кляйн начал военную карьеру в Армии обороны Израиля в 1962 году. Он записался добровольцем и попал в воздушно-десантные войска. С 1968 года, как пишет колумбийская газета El Tiempo, командовал разведывательным взводом. В 1977 году Кляйн стал заместителем командующего бригадой. Вскоре после этого вышел в запас и организовал в Тель-Авиве собственную охранную фирму "Hod He'Hanitin" - "Острие". В конце 80-х годов он с фальшивым паспортом прибыл в Колумбию.
По данным El Tiempo, Яир Кляйн был нанят крупными колумбийскими земельными собственниками и службами безопасности крупных банановых компаний. В задачу кадрового военного, имеющего большой опыт работы в спецподразделениях, входила подготовка отрядов самообороны для борьбы с левыми повстанцами - марксистами из FARC ("Революционные вооруженные силы Колумбии") и боевиками Национальной Освободительной Армиии (ELN).
В этой связи интересен следующий факт. Сайт hakira.info опубликовал письмо Кляйна из российской тюрьмы от 20 сентября 2007 года. В нем Кляйн указывает, что в Колумбию он отправился не по личной инициативе, а по приглашению израильской правительственной компании ХАНАКЕЛЬ, входящей в военно-промышленный концерн IMI. В ХАНАКЕЛЬ со своей стороны обратились представители колумбийского правительства и колумбийского министерства сельского хозяйства, попросив помощи в организации охраны Ассоциации работников банановых плантаций округа Ураба.
В письме Кляйна также говорится, что по прибытии в Колумбию он провел беседы не только с руководителями банановых плантаций, но и с начальником Генерального штаба колумбийской армии. "Я поинтересовался у начгенштаба насчет законности инструктирования местных охранников, - пишет Кляйн. - Он ответил, что решение на сей счет принято колумбийским министерством сельского хозяйства и посему оно законно". Как следует из письма, в дальнейшем колумбийская армия также оказывала помощь Кляйну и его людям, в частности, одно время тренировки проходили на полигоне колумбийской армии около города Пуэрто-Бояка.
Яир Кляйн принял активное участие в формировании отрядов "Объединенных сил самообороны Колумбии", или AUC (Autodеfenses Unies de Colombie), действовавших в районе Средней долины реки Магдалена (Magdalena Medio). Сложность ситуации, сложившейся в тот момент в Колумбии, состояла в том, что военизированные отряды правого толка, действовавшие против левых повстанцев, зачастую финансировались и поддерживались не только властями или крупными земельными собственниками, но и наркобаронами, которые потом использовали их в своих частных, преступных целях.
Некоторые аналитики напрямую говорят о негласно сформированном триумвирате из представителей вооруженных формирований, политиков и наркобаронов, который в те времена правил в Колумбии. Поэтому неудивительно, что Кляйн так или иначе мог оказаться причастным к созданию группировок, который впоследствии оказались откровенно преступными. Со своей стороны Кляйн заявлял, что главной задачей для него было покончить с партизанами и заработать.
В частности, как пишет El Tiempo, Кляйн помогал в обучении вооруженных отрядов крупного наркобарона Гонсало Родригеса Гачи (Gonzalo Rodriguez Gacha), известного также под прозвищем "Мексиканец". В период с 1987 по 1990 годы они устроили около 40 кровавых массовых расправ, жертвами которых стали многие десятки человек. По некоторым данным, Яир Кляйн также тренировал солдат частной армии другого не менее известного наркобарона - Пабло Эскобара (Pablo Escobar).
Среди наиболее "выдающихся" учеников Кляйна, как пишет El Tiempo, двое боевиков, ответственных за самые громкие преступления, которые потрясли страну, в том числе Алонсо де Хесус Бакеро (Alonso de Jesus Baquero), или "Черный Владимир", приговоренный к 30 годам тюрьмы за бойни в округе Ураба (Uraba) и Средней долины реки Магдалена. Вторым был Эдуардо Руэда Роча (Eduardo Rueda Rocha) - один из исполнителей покушения кандидата в президенты страны Луиса Карлоса Галана (Luis Carlos Galan), убитого в 1989 году.
Власти Колумбии посчитали, что ответственность за совершенные правым боевиками преступления должен нести тот, кто обучал их военному ремеслу. Бывший глава секретной полиции Колумбии (DAS) Андрес Пенате (Andres Penate) назвал Яира Кляйна "бандитом и террористом". Колумбийские власти объявили его в международный розыск.
В Израиле также обратили внимание на деятельность Кляйна в Колумбии: в 1991 году он был приговорен израильским судом к тюремному заключению и штрафу в 13 тысяч долларов за продажу оружия колумбийским боевикам. Его признали виновным в "незаконном экспорте знаний, имеющих оборонное значение".
Надежда, что Яир Кляйн может предстать перед колумбийским судом, возникла в 1999 году, когда он был задержан в Сьерра-Леоне. Его подозревали в незаконном вооружении боевиков в обмен на алмазы. Однако власти Сьерра-Леоне не приняли во внимание мандат Интерпола и после того как Кляйн провел 16 месяцев под следствием, он был экстрадирован в Израиль.
Таким образом, процесс по делу Яира Кляйна открылся в Колумбии заочно. В 2001 году суд города Манзиалеса приговорил его к 10 годам и 8 месяцам тюрьмы за подготовку террористических группировок. На следующий год специальный судья из Боготы также признал его виновным в "террористических преступлениях и незаконном ношении оружия". Вместе с Кляйном были осуждены еще двое израильтян - Мельник Ферри (Melnik Ferri) и Авраам Цедака (Abraham Tzedaka)
Со своей стороны, адвокат Якоб Лови (Jacob Lowi), представляющий интересы Кляйна в Колумбии, заявляет, что все дело имеет политический характер. По его словам, в конце 80-х Кляйн просто выполнял приказания колумбийских олигархов, которые теперь стоят у власти. И если раньше Кляйн был им необходим, то теперь "правила игры поменялись" и он стал преступником.
Несмотря на заочный приговор, Яир Кляйн смог свободно перемещаться по миру. По одним данным, это стало возможным из-за того, что он подделал дату своего рождения, указанную в паспорте. Между тем газета El Tiempo приводит слова бывшего шефа секретной полиции (DAS) Андреса Пенате, указавшего на некоторые несовершенства колумбийского законодательства, которой воспользовался Кляйн. Вероятно, это связано с истечением срока действия запроса в Интерпол.
Второе дыхание этому делу, как ни странно, придал сам Яир Кляйн. 5 марта 2007 года он дал интервью на колумбийском телеканале Caracol, в котором среди прочего заявил, что в Колумбии против него не возбуждено никакого юридического преследования. Свою деятельность в Колумбии он расценил следующим образом: "Это была очень интересная часть моей жизни. Я надеюсь, что в ближайшее время колумбийцам удастся завершить то, над чем я работал - покончить с партизанами".
Интервью подлило масла в огонь. Спустя 23 дня Колумбия вновь обратилась в Интерпол и Яир Кляйн был вновь объявлен в розыск "для приведения в действие обвинительного приговора". 1 августа российский Интерпол подтвердил, что Яир Кляйн въехал на территорию РФ. Потом начались процедурные сложности, поскольку между Москвой и Боготой не существует двустороннего договора об экстрадиции. Колумбия попросила РФ провести "временное задержание", пока будут подготовлены все необходимые документы.
При этом выяснилось, что хотя Колумбия объявила Кляйна в международный розыск, суд после вынесения заочного приговора в 2001 году так и не выдал официального ордера на арест. Кроме того, много времени заняла идентификация Кляйна: по паспорту ему был 51 год, в то время как разыскиваемому Кляйну должно было быть 64 года. Наконец, он был арестован российскими сотрудниками Интерпола в Домодедово, в тот момент когда собирался вылететь в Израиль.
Дело Яира Кляйна весьма запутанно и полно недомолвок, как и весь его непростой жизненный путь. Сколько времени займет процесс по делу об экстрадиции, остается неясным. В середине февраля представители колумбийских властей говорили, что ожидают Кляйна через сорок дней. Однако ряд обозревателей, знакомых с делом, заявляют, что процесс выдачи может затянуться на шесть месяцев, а то и на год. Россия со своей стороны оказалась в весьма неудобном положении. По сути, она должна сказать последнее слово в крайне щепетильном и неясном деле, которое ее собственно и не касается.
Хотя, может и касается. Хорошо бы знать, что такой человек как Яир Кляйн делал в РФ. Приехал он как турист или по роду своей профессиональной деятельности? И если он кого-то консультировал или обучал, то хорошо бы знать об этом заранее.