Мир
20:35, 14 марта 2008

С солью и перцем Бывшего президента Либерии обвиняют в каннибализме

Бывшему президенту Либерии Чарльзу Тейлору на судебном процессе в Гаагском трибунале было предъявлено новое обвинение. Кроме военных преступлений, связанных с финансированием повстанцев в соседней Сьерра-Леоне, Тейлору теперь инкриминируют и каннибализм. По свидетельству бывшего сподвижника президента, Тейлор заставлял своих подчиненных питаться трупами убитых врагов.

Обстоятельства дела

Всего обвинение Чарльза Тейлора насчитывает 11 пунктов, в том числе убийства, изнасилования и призыв детей на военную службу.

Прокуроры стремятся доказать, что в 90-х годах Тейлор поставлял повстанцам Революционного объединенного фронта (RUF) в Сьерра-Леоне оружие в обмен на алмазы, которыми богата эта беднейшая страна. Повстанцы контролировали месторождения, однако из-за международных санкций не могли легально торговать алмазами. Тогда-то, считает обвинение, Тейлор и предложил RUF сделку.

Сторона обвинения уверена, что Чарльз Тейлор частично несет ответственность за 11-летнюю войну, в ходе которой погибли 150 тысяч человек. В 2006 году, через три года после ухода в отставку, он был арестован за соучастие в преступлениях RUF. Тейлор стал первым африканским президентом, на которого обратил внимание Гаагский трибунал.

Свидетельства палача

Новые обвинения против бывшего главы Либерии были выдвинуты благодаря показаниям шефа расстрельной бригады Тейлора экс-президента "Зигзага" Марзаха (Joseph "Zigzag" Marzah). Марзах согласился говорить лишь после длительных переговоров о гарантиях безопасности для себя и своей семьи. В своих показаниях о связях Тейлора со Сьерра-Леоне, Зигзаг упомянул и случаи каннибализма. При этом Марзах постоянно подчеркивал, что экс-президент заставлял своих подчиненных, его в том числе, есть человеческое мясо под угрозой смертной казни за неповиновение.

Стоит отметить, что факты людоедства, если верить Марзаху, имели место не в Сьерра-Леоне, а в самой Либерии, в ходе гражданских войн первой половины 90-х годов, когда Тейлор еще не был президентом, а лишь сражался за власть.

Большую часть подробностей Марзах рассказал, как ни странно, отвечая на вопросы защитника Тейлора. Адвокат, пытавшийся уличить Зигзага во лжи, подробно расспрашивал, кого и каким способом употребляли в пищу солдаты бывшего президента.

Чарльз Тейлор на трибунале. Фото AFP
Lenta.ru

Шеф расстрельной бригады невозмутимо отвечал, что людей обезглавливали (голову выбрасывали), расчленяли, мясо мыли и варили в котлах с солью и перцем. При этом свидетель отметил, что "Чарльзу Тейлору лучше знать". По его словам, подчиненным Тейлора приходилось есть по большей части представителей народности кран (krahn), к которой принадлежал смещенный Тейлором президент Самюэль Доу. Однако не брезговали солдаты и африканскими миротворцами из ЭКОВАС (Экономического сообщества западноафриканских стран), и даже белыми миротворцами из ООН. Марзах привел слова Тейлора, котрый якобы заявлял, что "они будут нам свининой".

На вопрос о количестве съеденных африканских миротворцев Марзах отметил, что в пищу пошло немного. Убито было намного больше, чем съедено (он назвал даже точную цифру - 68 человек). Свидетель, однако, не уточнил, где и когда происходили все эти события. На вопрос какие люди вкуснее, Марзах заявил, что "разницы нет".

Говоря о причинах, побудивших бывшего президента отдавать "людоедские" приказы, бывший шеф расстрельной бригады сообщил, что это делалось для устрашения врагов. Объяснением каннибализма "для внутреннего пользования" стал тезис о том, что враги - не люди, который Тейлор якобы внушал своим подчиненным.

До кучи Марзах порассказал и о других ужасах гражданской войны в Либерии. В частности, ему самому (естественно, под угрозой смерти) приходилось распарывать животы беременным женщинам, а уж "просто" убитым им мужчинам, женщинам и детям свидетель и вовсе потерял счет.

За всеми этими зверствами как-то теряются свидетельства Джозефа Марзаха по существу остальных обвинений против бывшего либерийского президента. Между тем Зигзаг, в подтверждение предположений обвинения, рассказал о том, как привозил повстанцам из Сьерра-Леоне оружие с виллы Тейлора и возвращался к своему командиру с нелегально добытыми алмазами.

Примеры для подражания

Тейлору было с кого брать пример. Вспомним еще двух африканских лидеров, которым была свойственна привычка употреблять в пищу людей.

Первый из них, один из самых одиозных и кровавых диктаторов 20-го века, президент Уганды Иди Амин, умерший в 2003 году, сам признавал, что ел человеческое мясо. "Оно очень соленое, даже более соленое, чем мясо леопарда, - заявлял Амин, - На войне, когда нечего есть и кто-то из твоих товарищей ранен, ты можешь его убить и съесть, чтобы выжить".

При этом, история правления Амина - тот редкий случай, когда свидетельства о людоедстве меркнут по сравнению с другими, куда более крупномасштабными преступлениями против человечества. За 8 лет правления диктатора в Уганде были убиты 500 тысяч человек. Тем не менее, Иди Амин умер на больничной койке в возрасте 78 лет в Саудовской Аравии. Гаагский трибунал до него добраться не успел.

Еще один знаменитый людоед - Жан Бедель Бокасса, сначала президент, а после - император Центрально-Африканской республики (после коронации Бокассы - империи). Несмотря на то, что своим идеалом Бокасса считал Наполеона, а еще до своего "воцарения" в 1966 году был провозглашен (не обращая внимания на темный цвет кожи) чистокровным французом, ему было свойственно совсем не европейское пристрастие к каннибализму.

После свержения Бокассы в его холодильниках были обнаружены части человеческих тел. Личный повар императора рассказывал, что готовил для Бокассы блюда из человечины (опять же, под страхом смертной казни). Рассказывают, что однажды Бокасса убил своего министра, скормил его мясо остальным членам кабинета и рассказал о том, чем кормит, лишь по окончании трапезы.

Интересно, что когда Бокассу судили, в том числе и за каннибализм, он сумел убедить судей в том, что не ел людей, а части тел держал в холодильнике на удачу, следуя старым африканским повериям. Остальных обвинений (растрата казны, убийства, измена родине), впрочем, хватило, чтобы приговорить Бокассу к смерти. Это было в 1987 году, однако, в следующем году бывший диктатор был помилован. Он умер спустя девять лет. Международное правосудие оставило бывшего диктатора в покое, так же, как и Амина.

< Назад в рубрику