Совет директоров убыточного национального итальянского авиаперевозчика Alitalia после почти суточного заседания все-таки принял решение о продаже компании французско-голландской Air France-KLM. Сделку еще предстоит одобрить правительству Италии, поэтому фактически решение будет зависеть от апрельских выборов в стране. Сильвио Берлускони, один из основных претендентов на пост премьера, уже заявил, что выступает против сделки.
Продажа крупной европейской компании – всегда событие. А когда правительство избавляется от национального авиаперевозчика с парком из 179 самолетов – это событие вдвойне. Россияне же следили за продажей Alitalia с утроенным интересом, потому что изначально на нее претендовал отечественный "Аэрофлот".
Крупнейшему российскому перевозчику давно хочется выйти на европейский рынок, вот только шансов ему почти не предоставлялось. Тем не менее, в последние два года правительства разных стран решили приватизировать сразу несколько авиакомпаний – в Венгрии - Malev, в Сербии - Jugoslovenski Aerotransport (JAT). Но "жемчужиной" среди них была, конечно, Alitalia, ведь только над территорией Италии эта компания выполняет более 1300 маршрутов еженедельно.
На эту авиакомпанию и замахнулся "Аэрофлот" в 2007 году, но неудачно: правительство Италии предложило такие условия приватизации, что они показались невыгодными ни одному потенциальному покупателю.
Ближе всех к сделке оказалась после многочисленных переговоров Air France-KLM. "Аэрофлот" после проигрыша в Италии не расстроился – российская компания сосредоточилась на приобретении JAT. Решение о продаже этого перевозчика может быть принято на правительственном уровне, а значит, шансы российского претендента многократно выросли: отношения между Россией и Сербией значительно улучшили после того, как официальная Москва выступила против выхода провозглашения независимости Косово.
В Alitalia тоже особенно не расстроились тому, что "Аэрофлот" вместе с другими претендентами из борьбы выбыл. Air France-KLM предложила более чем мягкие условия, пообещав не банкротить Alitalia, оставить бренд авиакомпании, ее "итальянскую идентичность" и даже не сокращать большую часть работников Alitalia. По плану французско-голландской компании, своих мест лишатся только 1600 человек из 11-тысячного штата убыточного авиаперевозчика.
В обмен на эти условия Air France-KLM получила возможность купить Alitalia задешево. Каждая акция итальянской авиакомпании была оценена в 10 евроцентов, хотя на бирже она стоила более половины евро. Естественно, что 17 марта, как только открылись фондовые площадки, акции Alitalia стали дешеветь. За несколько часов торгов они опустились на 20 центов (33 процента) до 38 центов, что стало самым большим падением акций Alitalia с марта 1994 года.
Европейский авиационный гигант оценил итальянского конкурента в 140 миллионов евро и согласился выкупить весь государственный пакет акций Alitalia в 49,9 процента акций. Учитывая, что Air France-KLM уже владеет двумя процентами ценных бумаг итальянского перевозчика, компания может получить контроль над операциями Alitalia. На пути Air France-KLM может встать только одно обстоятельство, но обстоятельство серьезное: выборы в Италии.
Досрочные выборы в Италии пройдут 13 и 14 апреля 2008 года. Выбирать новых депутатов итальянцам пришлось раньше времени из-за того, что в январе Сенат вынес правительству вотум недоверия и оно, вместе со своим руководителем Романо Проди, отправилось в отставку.
На первый план вновь выступил непотопляемый Сильвио Берлускони – именно его, самого богатого человека Италии и влиятельнейшего политика, Проди сместил с поста премьера. Согласно последним предвыборным опросам, магнат лидирует, но пока нет уверенности в том, что именно он сможет занять место премьера.
Опытный в политических играх Берлускони часто критикует большинство действий прежнего руководства страны. Не стала исключением и сделка по Alitalia. Бывший и, возможно, будущий премьер заявил, что такими крупными компаниями правительство может управлять самостоятельно и должно знать способы, с помощью которых вывести Alitalia из кризиса. Таким образом, Берлускони явно дал понять, что если его выберут премьером, он будет против сделки с Air France-KLM.
Пока неизвестно, поддерживает ли сделку основной соперник Берлускони от левых Вальтер Вельтрони (Walter Veltroni). В ответ на заявления бывшего премьер-министра Вельтрони отмечал, что ситуация с Alitalia должна остаться вне политической кампании. Он также намекнул, что продажа авиакомпании будет решаться не чиновниками, а рынком, что увеличило шансы сделки между Air France-KLM и Alitalia.
Чтобы спасти сделку, против которой выступают итальянские профсоюзы рабочих, правительство может попробовать успеть одобрить сделку до выборов. Как сообщил министр транспорта Италии Алессандро Бианки (Alessandro Bianchi), чиновники начнут обсуждать предложение от Air France-KLM уже 17 марта. Сам Биянки признался, что пока не видел предложения французско-голландской компании, но в ближайшее время приступит к его изучению.
Учитывая традиционную неторопливость итальянских чиновников, а также то, что до выборов осталось меньше месяца, к середине апреля сделка вряд ли будет одобрена.