19 марта исполняется пять лет с того дня, когда Джордж Буш отдал приказ о начале военной операции в Ираке. С самого начала нынешней президентской гонки было очевидно, что присутствие американских войск в Ираке – один из ключевых пунктов программ кандидатов. В преддверии годовщины кандидаты отвлеклись даже от основной сферы предвыборной полемики – экономики, и обратили взгляды на Ближний Восток.
Сколько потребуется
Кандидат от республиканцев Джон Маккейн, у которого не осталось соперников среди коллег по партии, лично посетил Ирак в компании двух республиканских сенаторов. В воскресенье, 16 марта, он провел несколько встреч с дипломатами и военными - как американскими, так и иракскими. В те же выходные Ирак посетил другой республиканец – вице-президент Дик Чейни. Мнения политиков о ситуации в Ираке сходятся: оба считают, что благодаря присутствию американских войск Ирак стал гораздо более безопасным местом, однако о полной победе над Аль-Каедой говорить пока рано.
Впрочем, визит в Ирак не изменил точку зрения Джона Маккейна. Он и раньше утверждал, что благотворное влияние американского присутствия видно невооруженным глазом. Когда в середине февраля из Ирака вернулся сын Маккейна, служивший там в составе американских вооруженных сил на протяжении семи месяцев, кандидат рассказал журналистам, что всего полгода назад в окрестностях Багдада на каждом шагу можно было наткнуться на мину, а незадолго до отправки в США его сын Джимми уже мог играть там в футбол.
Позиция Маккейна по Ираку провоцирует критику со стороны демократов, однако позволяет кандидату в ходе предвыборной борьбы играть на чувстве патриотизма. "Мы американцы. Мы американцы, и мы никогда не сдадимся", - говорит Маккейн в одном из самых известных предвыборных роликов. Слова Маккейна о том, что американские войска останутся в Ираке на сто лет, если для того, чтобы окончательно победить Аль-Каеду, потребуется столько времени, вызвали восторг его сторонников и негодование его противников.
Джон Маккейн намерен не только оставить войска в Ираке на неопределенный срок. В выдержках из программы кандидата, опубликованных на его официальном сайте, говорится, что сейчас в Ираке слишком мало американских солдат и офицеров. С точки зрения Маккейна, введение в Ирак дополнительного контингента позволило бы обеспечить безопасность мирных жителей, положить конец атакам террористов-смертников, обеспечить подобающие условия для восстановления экономики и общественной жизни страны и помочь иракским властям сформировать собственную армию.
Правда, события последних дней заставили усомниться в заявлениях Маккейна о стабилизации обстановки в Ираке. Уже в понедельник более сорока человек погибли в результате взрыва, устроенного террористкой-смертницей менее чем в ста километрах от Багдада. В тот же день двое американских солдат подорвались на мине, еще трое погибли в результате взрыва микроавтобуса.
Ни победы, ни участия
Хиллари Клинтон вопрос об американском присутствии в Ираке стоил некоторого количества голосов избирателей. Дело в том, что бывшая первая леди, представляющая в Сенате штат Нью-Йорк, голосовала за начало военной операции. Позже она изменила свою точку зрения и стала, как подавляющее большинство демократов, сторонницей немедленного прекращения войны в Ираке. Клинтон по сей день припоминают, что она приложила руку к развязыванию войны, в которой погибли четыре тысячи американских солдат.
Так, Барак Обама, выступая перед избирателями штата Пенсильвания, заявил: "Правда состоит в том, что Хиллари Клинтон и Джон Маккейн позволили Джорджу Бушу развязать эту войну. При всем уважении, я не позволю сенатору Клинтон заставить избирателей забыть об этом и внушить, что это были просто слова. Из-за голосов Клинтон и Маккейна мы вступили в войну, которая уже обошлась нам в тысячи жизней и миллиарды долларов".
Однако сама Хиллари Клинтон называет себя единственной участницей президентской гонки, способной положить конец американскому присутствию в Ираке.
В своей предвыборной программе Хиллари Клинтон обещает начать вывод американских войск из Ирака в течение шестидесяти дней после инаугурации. Бывшая первая леди прилагает все усилия, чтобы представить этот план как "лучшее предложение на рынке", не переставая напоминать о том, что Джон Маккейн не прекратит эту войну никогда, а план Барака Обамы по выводу войск из Ирака растянут на 16 месяцев.
"Вы можете выбрать сенатора Маккейна. Он обещал оставить войска в Ираке на сто лет, и можете на него положиться – он это сделает. Вы можете выбрать сенатора Обаму. Он обещал вывести войска из Ирака за 16 месяцев, но учитывая, кто является его советником по внешней политике, вы не можете положиться на Обаму даже в этом", - охарактеризовала Клинтон обещания своих соперников.
Джон Маккейн реагирует на нападки Хиллари Клинтон с юмором. Когда в Багдаде в присутствии американских и иракских военных и дипломатов у республиканца спросили, что он думает о 60-дневном плане Клинтон, Маккейн ответил стихотворным экспромтом: "I just think what that means is al Qaeda wins" ("Я думаю, что это означало бы победу Аль-Каеды").
У республиканцев и демократов разные представления о победе и поражении. Хиллари Клинтон 17 марта сказала журналистам, что необходимо прекратить войну, в которой невозможно победить. "Сенатор Маккейн и президент Буш полагают, что вывод войск станет поражением. Поражение – это оставить войска в Ираке на сто лет", - заявила она.