Очередная попытка США и России прийти к общему мнению в вопросе ПРО завершилась безрезультатно. После переговоров в формате "два на два" с участием министров обороны и глав внешнеполитических ведомств обоих государств стороны констатировали, что не смогли достигнуть компромисса. Статус-кво сохраняется с октября 2007 года, и ни Москва, ни Вашингтон не идут друг другу на уступки.
Конфликтная тема носит название "развертывание третьего позиционного района системы противоракетной обороны США в Восточной Европе". О том, что США намерены разместить элементы своей ПРО в нескольких европейских странах стало известно еще в июле 2005 года. С самого начала в качестве мест базирования этих объектов назывались Польша и Чехия, но активные переговоры с этими государствами начались в 2006 году и продолжаются до сих пор.
Пентагон намерен разместить в Польше десять противоракет, способных перехватывать вражеские ракеты, а в Чехии - радарную станцию, которая сможет отслеживать запуски ракет на территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Вашингтон утверждает, что развертывание элементов ПРО необходимо, чтобы защитить страны НАТО от возможных ракетных ударов со стороны так называемых стран-изгоев, таких как Северная Корея и Иран.
В Москве посчитали американские планы угрозой для безопасности России, так как радар системы раннего предупреждения ракетного нападения, будучи размещен в Чехии, позволит НАТО и США следить за военной активностью на всей европейской части России. Разрешение возникших разногласий было поручено объединенной команде военных и дипломатов.
Первая встреча в формате "два на два" прошла в октябре 2007 года в Москве. Российская сторона была представлена главой МИД Сергеем Лавровым и министром обороны Анатолием Сердюковым. От США за стол переговоров сели госсекретарь Кондолизза Райс и шеф Пентагона Роберт Гейтс.
Как стало впоследствии известно из заявлений российских участников переговоров, стороны достигли устной договоренности о том, что объекты в Польше и Чехии вступят в действие только тогда, когда появятся серьезные доказательства того, что ракетная программа Ирана может угрожать европейской безопасности. Кроме того, США пообещали, что российские военные смогут регулярно инспектировать объекты ПРО в Восточной Европе. Конечной целью должно было стать объединение систем противоракетной обороны России и НАТО.
Устные договоренности должны были быть закреплены, и в ноябре 2007 года в Москве получили американские предложения в письменном виде. Однако российская сторона была разочарована, так как американская трактовка ключевых аспектов отличалась от обещаний, данных в ходе октябрьских переговоров.
По словам Сергея Лаврова, США предложили России проводить разовые инспекции объектов ПРО в Польше и Чехии, причем каждый раз для этого потребуется запрашивать согласие властей этих стран. Москва же настаивает на постоянном присутствии своих наблюдателей. Кроме того, Россия считает, что решение о вводе в строй европейских элементов ПРО должны быть принято коллективно с учетом мнения всех заинтересованных сторон. США же заявили, что возьмут на себя право решать, когда наступит момент для активации системы.
Между ноябрем 2007 года и мартом 2008 года произошли несколько событий, свидетельствующих об углублении разрыва между США и Россией в вопросе размещения ПРО в Европе. В декабре 2007 года было завершено строительство радара в 90 километрах юго-западнее Праги, а Польша в феврале 2008 года вступила в финальную фазу переговоров о размещении американских противоракет.
И Варшава, и Прага требуют в качестве компенсации за предоставление своей территории под компоненты ПРО, чтобы США выступили гарантом их безопасности и модернизировали национальные армии. В этой торговле с Вашингтоном восточноевропейским странам как нельзя кстати пришлись высказывания начальника российского Генштаба Юрия Балуевского, который заявил, что объекты ПРО могут стать целью для российских ракет. Генерал объяснил возможность подобного развития событий тем, что российская система предупреждения о ракетном нападении может принять старт противоракеты с польской территории за запуск межконтинентальной баллистической ракеты со всеми вытекающим последствиями.
Впрочем, российский МИД взял на себя роль доброго следователя, пообещав не оказывать давление на Польшу и Чехию в вопросе размещения ПРО. По словам Лаврова, Москва лишь хочет, чтобы в Варшаве и Праге учли ее позицию, а остальное является внутренним делом этих стран.
Перед началом нового раунда российско-американских переговоров Роберт Гейтс заявил, что новых предложений Вашингтон делать не собирается, а ждет теперь шагов, которые предпримет Москва. Обе стороны сразу же отметили, что никаких прорывов ждать не стоит, так как их задача подготовить почву для соглашений, которые будут заключаться на уровне глав государств.
На итоговой пресс-конференции участники переговоров признали, что их позиции принципиально не изменились, но американская сторона все же выступила с новыми предложениями, которые позволят продолжить диалог. Уже после отлета американских гостей из Москвы в МИД РФ поступили документы с новыми инициативами США, содержание которых на момент написания материала еще не было известно.
Хотя от таких переговоров и не следовало ожидать чего-то чрезвычайного, нельзя сказать что они были совсем бесполезными. Москва и Вашингтон сверили свои позиции в отношении нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), который должен быть принят взамен прежнего соглашения, срок действия которого истекает в 2009 году. Кроме того, "устойчивый прогресс" был отмечен в обсуждении таких тем, как борьба с ядерным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, а также ядерная энергетика.
По словам Кондолиззы Райс, Россия и США договорились начать работу над стратегическим документом, который отразит все сферы двустороннего сотрудничества. На этой мажорной ноте участники переговоров распрощались, оставшись каждый при своем мнении. Как это обычно и случается в мировой политике.