Pepsi и Coca-Cola – конкуренты не только на рынке безалкогольных газированных напитков. После того, как их основная продукция была признана вредной для детей, компании переключили часть своего внимания на соки. В развивающихся странах Pepsi и Coca-Cola борются за любой крупный актив в этом сегменте бизнеса. Россию американские гиганты уже поделили – Pepsi достался "Лебедянский", а Coca-cola – "Мултон".
О разграничении сфер влияния окончательно стало известно после того, как "Лебедянский" 20 марта объявил о том, что продает 75 процентов своих акций компании Pepsi. Сделка оказалась интересной по многим параметрам, в том числе и по цене.
Три четверти "Лебедянского" достались Pepsi за 1,357 миллиарда долларов. За эти средства американская компания получила крупнейшее производство соков в России и целый набор известных в стране брендов, от самых дешевых до "эксклюзивных" ("Фруктовый сад", с одной стороны, и "Я" – с другой").
Сколько переплатила Pepsi за актив, сказать сложно. Капитализация компании на бирже РТС составляет более 1,8 миллиарда долларов. Однако утверждать, что сделка прошла по рыночной цене, было бы не совсем справедливо, поскольку Pepsi покупает не весь "Лебедянский". Нынешние акционеры компании оставят за собой все бренды детского питания и минеральной воды, самый известный из которых – "Фруто Няня".
Ни детское питание, ни минеральная вода не являются профильным для "Лебедянского" бизнесом. Тем не менее, согласно отчетности за девять месяцев 2007 года, эти направления показывают более значительный рост, чем производство соков. Например, выручка от продажи минеральной воды у "Лебедянского" выросла на 154 процента, а от соков – только на 33 процента.
Для того, чтобы понять, много ли Pepsi заплатила за "Лебедянский", можно сравнить эту сделку с аналогичными. В 2005 году Coca-Cola заплатила за "Мултон", владеющий брендами Rich, "Добрый", Nico, чуть более полумиллиарда долларов. А в середине 2007 года та же Pepsi, активно укрупняющаяся на рынках Восточной Европы, приобрела 80 процентов самого большого на Украине производителя соков Sandora. Сумма сделки составила 542 миллиона долларов плюс долги украинской компании.
Еще один традиционный способ узнать, насколько была справедлива цена – посмотреть на котировки акций "Лебедянского" на российских фондовых биржах. На ММВБ к середине 20 марта ценные бумаги компании подешевели на 1,13 процента. Однако вряд ли инвесторы отреагировали именно на новость о смене собственника – 20 марта падают акции абсолютного большинства российских эмитентов.
Нет сомнений, что Pepsi с удовольствием и раньше купила бы "Лебедянский", если бы несговорчивые акционеры российской компании согласились закрыть сделку пораньше.
В августе 2007 года газета "Коммерсант" со ссылкой на свои источники сообщала, что Pepsi уже договорилась о приобретении контрольного пакета "Лебедянского" за полтора-два миллиарда долларов. Эту информацию опроверг владелец 30 процентов акций компании Николай Борцов. Он заявил, что узнал о готовящейся сделке из газет.
На слухах о поглощении акции "Лебедянского" на российских рынках почти непрерывно росли, а капитализация, соответственно, повышалась и повышалась. Это также притормозило заключение сделки, поскольку рыночная цена на какое-то время перестала соответствовать реальной стоимости актива.
После завершения сделки, которое ожидается в третьем квартале 2008 года, Pepsi станет крупнейшим производителем соков в России, одном из самых больших и быстроразвивающихся мировых рынков. Если, конечно, к этому моменту другие игроки рынка не объединятся, что, хоть и может произойти, но маловероятно.
Дело в том, что из "большой четверки" производителей соков три компании уже принадлежат иностранцам, которые не собираются продавать активы конкурентам. Помимо "Мултона" Coca-Cola и "Лебедянского" Pepsi, в лидерах фигурирует и "Нидан" (бренды "Чемпион", "Моя семья", Caprice, "Да!" и "Сокос"), с середины 2007 года принадлежащий британскому фонду Lion Capital.
Единственный крупный отечественный производитель соков – "Вимм-Билль-Данн", работающий с брендами J-7 и "Любимый сад". В начале 2000-х годов ходили слухи о том, что компания собирается продаться французской группе Danone, которая, сосредоточившись на выпуске молочных продуктов, избавится от соковых активов "Вимм-Билль-Данн". В конце 2003 года переговоры между компаниями прекратились – стороны договориться не смогли. Однако к концу 2007 года французской группе принадлежало чуть более 18 процентов акций "Вимм-Билль-Данн".
Так или иначе, и "Вимм-Билль-Данну", и "Мултону", и "Нидану" придется привыкать к новому игроку рынка. Каким образом Pepsi будет развивать "Лебедянский", пока неясно, но нет сомнений в том, что в ближайшее время борьба на российском рынке соков обострится. На потребителях это отразится, в основном, количеством промо-акций и рекламы по телевизору.