В Приморском крае недалеко от границы с Китаем произошла катастрофа штурмовика Су-25. Самолет по пока невыясненной причине потерял управление и упал. По некоторым данным, в воздухе произошел взрыв. Пилот штурмовика не успел катапультироваться и погиб. Все полеты Су-25 были временно приостановлены до выяснения причин катастрофы.
Инцидент произошел в 10:33 по местному времени (03:33 по Москве). Штурмовик, входящий в состав 187-го гвардейского штурмового авиаполка, выполнял тренировочный полет "на боевое применение" с авиабазы Черниговка, которая расположена примерно в 200 километрах к северу от Владивостока. Над полигоном в районе пограничного с Китаем озера Ханка пилот передал о неполадках, после чего связь с ним пропала.
Су-25 упал недалеко от населенного пункта Новосельское Спасского района. В качестве причин катастрофы рассматриваются отказ авиационной техники в ходе боевой стрельбы или взрыв боезапаса. По некоторым данным, летчик успел передать на землю, что у него загорелся двигатель. Источник, близкий к расследованию катастрофы, также рассказал, что "руководитель полетов доложил о том, что он видел вспышку под фюзеляжем штурмовика".
При падении самолета на земле никто не пострадал. Материального ущерба наземным объектам также не было нанесено. Военный следственный отдел Лесозаводского гарнизона уж возбудил уголовное дело по статье "нарушение правил полетов или подготовки к ним", предусматривающей максимальное наказание в виде семи лет лишения свободы. На месте падения самолета работает следственная группа из специалистов военной прокуратуры Дальневосточного военного округа (ДВО), военного следственного управления по ДВО и 11-ой армии ВВС и ПВО.
Разбившийся штурмовик был построен в 1986 году. После последнего ремонта он налетал более 400 часов. За штурвалом Су-25 находился 39-летний командир эскадрильи подполковник Сергей Яковенко. Он окончил в 1990 году Барнаульское высшее военно-авиационное училище и имел летный стаж 18 лет. У погибшего остались жена и двое детей.
Поскольку причины аварии неизвестны, в целях безопасности главком ВВС России временно запретил все полеты самолетов данного типа. В Минобороны неохотно комментируют обстоятельства катастрофы. Помощник главкома ВВС Александр Дробышеский подчеркнул, что окончательные выводы должна будет совместная комиссия Министерства обороны и Военно-воздушных сил. Он же озвучил и пока единственную официальную версию: "По предварительным данным в ходе выполнения боевой стрельбы произошел отказ авиационной техники, приведший к катастрофе."
В результате этой аварии Россия потеряла уже третий штурмовик Су-25 за последние три года. Первый самолет разбился в Таджикистане 26 мая 2005 года в результате отказа техники. Полет продолжался менее четырех минут после взлета с аэродрома Душанбе. После возгорания двигателя пилот получил команду с земли на катапультирование. Летчик остался жив, а самолет разбился в горах Яванского района в 25 километрах от Душанбе.
Очередной штурмовик Су-25 ВВС России потеряли 28 июня 2006 года. Он потерпел крушение в Брянской области в ходе выполнения планового полета в составе звена из четырех самолетов. Пилот почувствовал резкое ухудшение самочувствия и снизил высоту, пытаясь найти площадку для приземления и спасти машину. Предложение катапультироваться он отверг. В итоге Су-25 упал в лесной массив и разбился, а пилот погиб.