Для борьбы с экономическим кризисом Соединенные Штаты решили укрепить вертикаль власти. Министр финансов США Генри Полсон обнародовал 218-страничный план реформирования регулирующих финансовых органов страны и предоставления больших полномочий Федеральной резервной системе. В случае, если план будет поддержан Конгрессом, реформа станет самой радикальной со времен Великой депрессии и знаменитых "ста дней Рузвельта".
Отметим, что ФРС по сути уже вышла за пределы своих полномочий. Во-первых, в ходе текущего глобального финансового кризиса она предоставила займы небанковским американским учреждениям на тех же условиях, что и банкам. Во-вторых, она напрямую вмешалась в деятельность инвестиционных банков – JPMorgan поглотил близкий к разорению Bear Stearns не без помощи ФРС. Похоже, что Федеральная резервная система уже сейчас стала выстраивать вертикаль власти, вмешиваясь в наиболее проблемные сферы рынка.
Министр финансов также предложил оптимизировать работу других регуляторов рынка. По его мнению, необходимо слить Комиссию по ценным бумагам (SEC) с Комиссией по срочной биржевой торговле (CFTC). Образованное в результате слияния ведомство будет лишено части функций, например, проведения расследования нарушений участниками рынков.
Эта мера, если будет реализована, придется ко времени. Дело в том, что SEC и CFTC уже давно ведут спор о том, кто должен регулировать рынок деривативов – финансовых инструментов, способных функционировать как ценные бумаги и как срочные инструменты. В документе Полсона говорится о том, что именно эта неопределенность в надзоре за операциями с ценными бумагами и срочными инструментами отчасти послужила причиной плохой регуляции рынков.
Заявленные меры слияния ведомств этим не исчерпываются. Полсон также предложил объединить Управление контролера денежного обращения и Управление надзора за сберегательными учреждениями. Новое ведомство возьмет на себя все полномочия старых.
Кроме того, планируется создать специальную комиссию, которая займется регулированием ипотечного рынка. Еще одна комиссия будет создана для надзора за ведением бизнеса различными компаниями в США и за их отчетностью, а также для выдачи лицензий.
Изъян первый заключается в слабой продуманности предлагаемых реформ и концептуальном характере предлагаемого документа. План в том виде, в котором он существует сегодня, не способен ответить на многие вопросы, касающиеся как распределения полномочий между новыми ведомствами, так и того, как ФРС будет осуществлять свою власть.
Второй изъян является логическим следствием первого и представляет опасность для экономики США в целом. Именно туманные формулировки предложенного плана могут привести к тому, что американские финансовые институты могут испугаться излишнего и жесткого регулирования и уйти на другие рынки. Например, они могут начать проводить сделки через финансовые центры Европы и Юго-Восточной Азии. Такое положение вещей отрицательно скажется на всей финансовой системе США.
Наконец, третий изъян лежит вне изложенного на бумаге плана Полсона и носит политический характер. Дело в том, что ни администрация президента США Джорджа Буша, ни сам Генри Полсон не обладают достаточным для проведения реформы временем.
Буш уже вошел в заключительную стадию управления страной и вряд ли в течение оставшихся месяцев сможет хотя бы начать осуществлять задуманные перемены. Сам Генри Полсон через год может лишиться своего поста министра финансов и стать вполне заурядным частным банкиром.
Для претворения плана Полсона в жизнь администрации Буша придется обратиться за поддержкой в Конгресс. И вряд ли действующему американскому президенту стоит рассчитывать на эту поддержку. Тем более что демократы сами захотят провести подобную реформу и стяжать себе славу экономических реформаторов. Например, кандидат в президенты Барак Обама поддерживает инициативу объединения финансовых ведомств.
В ходе своей избирательной кампании Обама предложил создать систему финансового регулирования XXI века. Эта система включает в себя прямой контроль со стороны ФРС за рынками, а также усовершенствованную систему правил для сложных финансовых инструментов, которыми пользуются банки.
Объединение ведомств может пройти не только на территории США, но и обрести глобальный характер. Так, по сообщениям западной прессы, президент США Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Гордон Браун пришли к договоренности о создании совместной группы, которая займется регулированием международной банковской системы. В частности, в ее ведении будут изучение роли рейтинговых агентств и развитие сотрудничества между финансовыми регуляторами обеих стран.
"Сто дней Рузвельта"
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и закончившийся во второй половине 30-х годов, нанес наибольший урон экономикам США, Великобритании, Германии и Франции. При этом он коснулся и других государств. Термином "Великая депрессия" принято называть финансовый кризис в США, также начавшийся в 1929 году.
Причиной Великой депрессии стал биржевой крах в США – обвальное падение цен на акции компаний, начавшееся в "черный четверг" 24 октября 1929 года и давшее толчок к развитию финансового кризиса в "черный вторник" 29 октября. Краху предшествовал спекулятивный бум, начавшийся в 20-х годах двадцатого века, во время которого миллионы американцев инвестировали свои средства в акции. Растущий спрос на акции поднимал цены на них, что привлекало новых инвесторов, желавших обогатится. При этом многие инвесторы покупали акции в кредит, занимая средства в банках. Так образовался экономический пузырь, который лопнул в "черный четверг".
Опасаясь того, что акции обесценятся, инвесторы начали продавать их. За несколько дней было продано более 40 миллионов акций, а рынок потерял около 30 миллиардов долларов (больше чем правительство США потратило на Первую мировую войну). Падение цен разорило большинство инвесторов, а банки, финансировавшие покупку акций своими кредитами, оказались не в силах вернуть долги и объявили о банкротстве.
Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент Соединенных Штатов, принял присягу президента 4 марта 1933 года, в разгар банковского кризиса. По всей стране вкладчики осаждали банки, требуя вернуть деньги. Банки, оказавшиеся на грани банкротства, этого сделать не могли. Банковская система оказалась на грани полной остановки.
5 марта 1933 года был предложен пакет экстренных мер, ставший известным как "сто дней Рузвельта". Экономические меры были неслыханными для США, где существовала традиция невмешательства государства в экономику. Во избежание повторения "черных дней" были приняты законы, регулирующие рынок капиталов. Также была образована Комиссия по ценным бумагам и биржам.
Кроме того, были приостановлены операции во всех банках страны, а также объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защиты вкладов. Рузвельт ввел гарантии для частных вкладов, не превышающих пять тысяч долларов (в пересчете на современный курс – 100 тысяч долларов). Также Рузвельт принял пакет законов о труде, установив минимальную почасовую оплату труда и максимальную продолжительность рабочей недели. Детский труд был запрещен.
Домовладельцы стали получать помощь в погашении ссуд, а их кредиторам запрещалось отбирать дома за долги. В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении, заложивший основы общенационального обязательного пенсионного страхования.