3 апреля Российский интернет-форум посетил избранный президент, а 4 апреля пережившие это посещение участники мероприятия провели в обсуждении самых разных тем — от русского языка в интернете до создания успешных сообществ на заказ.
Второй и последний день РИФа был очень насыщенным — двадцать круглых столов и секций, по пять одновременно. Успеть на все было невозможно, и поэтому порой приходилось делать нелегкий выбор между несколькими обсуждениями.
Одной из самых любопытных утренних секций стала "Рунет за пределами RU", которую вел Антон Калинин с радиостанции "Голос России". На это обсуждение приехали люди из русскоязычных сообществ самых разных стран.
Первым выступил главный редактор Грамоты.ру Виктор Свинцов. Он похвалился тем, что интерес к сайту, а значит и к грамотности активно растет и пожаловался на то, что журналисты представляют лингвистов людьми, которым интересна исключительно буква "ё" и написание слова "парашют".
Андрей Воробьев из Ru-Center по этому поводу заметил, что буква "ё" волнует не только журналистов с лингвистами. В кириллических именах доменов эта буква сможет присутствовать, как и символы любых других национальных алфавитов. В конце апреля такие домены можно будет зарегистрировать в зоне SU.
Гендиректор первого частного независимого армянского новостного агентства АрмИнфо Эммануил Мкртчян поделился рассказом о том, как меняется ситуация с русским языком в Армении. В стране кроме армянского языка широко употребляются русский язык и английский. Доля русского языка падает. Интересно то, что русский пока вытесняется не английским, а армянским.
По словам Мкртчяна, носителям русского языка в настоящее время 35-40 лет. В то же время студенты, например, русский понимают, но вдумчиво читать русские тексты или правильно писать по-русски не умеют. При этом, например, у того же АрмИнфо до семидесяти процентов посетителей приходят за новостями на русском языке.
Руководитель проекта Germany.ru Андрей Брукманн привел интересную статистику по числу русских в разных странах СНГ. По его данным, к русским себя относят 8,3 миллиона жителей Украины. При этом гораздо большее число считает родным русский язык. В Казахстане русские диаспоры насчитывают 4 миллиона человек, в Белоруссии — 1,2 миллиона, в Германии — 4 миллиона, в Израиле — около полутора миллионов.
Эти цифры вызвали ожесточенные споры. Например, представитель Белоруссии заявил, что в его стране почти никто не говорит по-белорусски, а носителей русского языка на порядок больше. Так как спор зашел в тупик, решили сконцентрироваться на немцах, которым и был посвящен доклад.
В девяностые годы из России в Германию ежегодно уезжало от ста до двухсот тысяч немцев. Это очень своеобразная группа жителей Германии. Например, большинство таких немцев дома разговаривает по-русски. Они следят за событиями в России и на выборах проголосовали бы примерно так же, как и россияне.
Они не утруждают себя выбором банка. 42 процента русскоязычных немцев хранит деньги в Sparkasse — консервативной сберкассе. Это в три раза больше, чем в среднем по стране. Около 60 процентов русских немцев — это студенты, безработные, рабочие и служащие.
Любопытно, что у 68 процентов русских немцев — клавиатура с немецкой раскладкой. Русская раскладка встречается лишь в 20 процентах случаев. По телевизору они также чаще смотрят каналы на немецком.
Под конец секции Владимир Горжалцан из РОЦИТ показал любопытную статистику по числу пользователей интернета на постсоветском пространстве. Согласно данным за 2007 год, из 285,7 миллионов жителей СНГ доступ в Сеть имеют 44,87 миллиона или 15,7 процента.
Россия, по этим данным, находится в лидерах. В ней 19,5 процентов граждан можно назвать интернетчиками, а в абсолютных цифрах на Россию приходится 65 процентов интернетчиков СНГ и Балтии.
В братской Белоруссии, по информации местных властей, в Сеть выходит 35 процентов граждан, то есть почти вдвое больше, чем в России. В Эстонии к интернету подключено больше половины населения. Хуже всего с доступом в Сеть в Таджикистане — там его имеет 0,3 процента населения.
Согласно данным ООН по распространенности языков в вебе, русский в десятку самых популярных не входит. Однако если учитывать не только Россию, но и СНГ, где большинство интернетчиков общается по-русски, язык может рассчитывать на пятое-шестое место.
Как только закончилось заседание "запредельных рунетчиков", началась секция о том, в какую сторону будут развиваться электронные платежи. В целом речь шла о том, что будущее за системами, которые предоставляют магазинам возможность принимать сразу множество видов платежей.
В то же время оказалось, что покупатели в интернет-магазинах не любят производить онлайн-оплату товаров. 55 процентов потребителей до сих пор предпочитают отдавать деньги из рук в руки курьеру. 16 процентов используют электронные платежи. Еще 17 процентов приходится на традиционные средства — банковский перевод и отправку товаров наложенным платежом.
Кроме того, за многие сервисы пользователи предпочитают платить через SMS. Магазинам использовать SMS невыгодно, потому что 50 процентов платежа забирает сотовый оператор. Еще менее выгодно это торговцам цифровым контентом, которые должны не только отдать половину оператору, но и выплатить отчисления правообладателю.
Коммунальные платежи, в том числе за интернет и сопутствующие услуги в последнее время все чаще совершаются через терминалы. Они так популярны, что некоторые сети начали отсев компаний-партнеров. Теперь попасть на экран терминала можно только в том случае, если заработок сети терминалов на комиссиях составит свыше 50 тысяч рублей.
Круглый стол, посвященный персональным данным, оказался самым жутким из всех обсуждений. Уже за первые 20 минут участников напугали на всю жизнь перечислением способов, которыми можно использовать информацию о них.
Но еще страшнее оказалось то, что привлечь к ответственности сборщиков персональных данных непросто. По закону, которому уже около года, до сих пор нет правоприменительной практики.
В группу риска в настоящее время попадают социальные сети, которым, по мнению юристов, будет сложно доказать в российском суде действительность регистрационного соглашения, которое обязаны одобрить все новые пользователи. Пронеслись шутки о 630 клонах Дмитрия Медведева в "Одноклассниках".
С особого рода проблемой столкнулся Ru-Center. С введением закона о персональных данных потребовалось не показывать личную информацию в сервисе whois, выводящем данные о владельце доменного имени. Пока в качестве промежуточного средства была придумана возможность скрыть свое имя.
На международном уровне еще предстоит понять, какие из данных при регистрации домена являются персональными. Например, в США к ним относятся e-mail и номер телефона, а в России — нет. На Украине же, например, уже было предложено и отклонено несколько законов о персональных данных и там координаторы зоны .ua во многом руководствуются здравым смыслом.
Почти до самого конца никто не вспоминал о сайте Radarix.com, который недавно выложил большие базы с персональными данными в интернет. Когда же все-таки эта тема была затронута, участники торжественно договорились не называть адрес ресурса, чтобы не делать ему дополнительной рекламы.
Когда дело дошло до этого сайта, обсуждение стало конкретным. Мнения юристов разделились. Одни говорили, что подобные сайты, тем более если они находятся вне Рунета, очень сложно закрыть. Другие утверждали, что методика закрытия любых ресурсов вполне отработана, однако требует воли правоохранительных органов.
Одним из самых насыщенных оказался круглый стол главного редактора Roem.ru Юрия Синодова об интернет-лояльности. Интернетчики обсуждали, как сделать потребителей более лояльными к данной марке и существует ли способ создать успешное сообщество.
Участники таких дискуссий обычно быстро приходят к мысли, что если товар у компании хороший, то его и любить будут, а если у ней товар, значит, плохой, то его будут ругать. По счастью, в этот раз повторения банальностей удалось избежать.
Представители RuTube, +SOL и Sterno.ru полтора часа объясняли, что корпоративные блоги и сообщества надо уметь использовать, потому что в них мгновенно появляются сообщения с жалобами и негативными отзывами.
По словам Ольги Стерник из Sterno, менеджеры большинства компаний не только не умеют реагировать на такие отзывы, но не могут и вести корпоративные блоги.
Она, в частности, рассказала историю о PR-менеджере, которая сначала публиковала в блоге немного переделанные, но все равно написанные казенным языком пресс-релизы. Затем пиарщице порекомендовали написать что-то в более свободном стиле. Так в корпоративном блоге появилось сообщение о том, что осень на излете, наступает зима и лучше всего сейчас читать Пушкина, укутавшись в теплый клетчатый плед. Благодаря оговорке Ольги на круглом столе, теперь многие будут такие записи называть "теплый клетчатый пост".
В то же время она призналась, что менеджерам почти невозможно объяснить пользу от созданного сообщества, СМИ или блога. Коммерческая выгода от подобных проектов просчитывается с большим трудом. При этом выгоды нечасто можно объяснить даже в том случае, если существует большое контрсообщество, объединяющее противников бренда.
На этом месте секция, как и РИФ, закончилась, а организаторы форума кратко подвели итоги и отпустили всех по домам.
До следующего призыва.