Вечером в пятницу, 4 апреля, на авиабазе ВВС США Аль-Удейд в Катаре попал в аварию американский стратегический бомбардировщик В-1B Lancer. На протяжении выходных поступала противоречивая информация об инциденте. Так, арабский телеканал "Аль-Джазира" сразу сообщил о том, что самолет разбился при заходе на посадку. Позже Пентагон подтвердил факт аварии, однако уточнил, что авиапроисшествие случилось не в воздухе, а на земле во время руления в результате столкновения бомбардировщика с крупным предметом.
Уже в субботу центральное управление по общественным связям ВВС США на вопрос журналистов о бортовом номере самолета, целях его последнего полета, вооружении и причинах аварии сообщило, что на самолете В-1B Lancer какого-либо вооружения не было и что в настоящее время ведомство добавить ничего нового не может - ведется расследование.
В ответ на такую позицию Пентагона на популярном катарском блоге Qatar Living начали появляться сообщения непосредственных свидетелей аварии. По их заверениям, вечером (около 21:10 по местному времени) со стороны авиабазы Аль-Удейд на протяжении 3-5 минут слышалась череда мощных взрывов, которые сотрясали все в округе - срабатывали автомобильные сигнализации, в некоторых домах вылетали стекла. Часть блогеров утверждали, что все это походило на крупный фейерверк. Авиабаза Аль-Удейд, расположенная в 35 километрах к югу от катарской столицы Доха, является штаб-квартирой американского командования на Ближнем Востоке и имеет самую длинную взлетно-посадочную полосу в регионе. На авиабазе одновременно могут размещаться до 120 различных самолетов. База Аль-Удейд неоднократно использовалась для нанесения ударов по Ираку.
Не исключено, что на самолете после его столкновения с каким-то объектом или аэродромной техникой произошел подрыв боекомплекта либо топливных баков. В таком случае самолет мог сильно пострадать или даже полностью разрушиться. При этом такие взрывы могли привести к травмам и даже жертвам технического и летного персонала. В то же время, по заверению представителей ВВС США, все четыре члена экипажа не пострадали, других жертв также нет.
Ранее подобный инцидент с бомбардировщиком В-1B Lancer произошел 11 марта 2008 года на базе Андерсен ВВС США на острове Гуам. Тогда бомбардировщик также благополучно приземлился, однако после того, как экипаж покинул самолет, тот самостоятельно тронулся с места, разогнался и врезался в стоявшие поблизости две машины экстренных служб. Самолет получил сильные повреждения, но жертв удалось избежать.
А еще раньше, 23 февраля 2008 года, на той же авиабазе Андерсен сразу же после взлета разбился американский бомбардировщик B-2А, стоивший более одного миллиарда долларов. Череда этих инцидентов уже вызвала повышенную обеспокоенность у командования ВВС США. По заявлению представителей Пентагона, аварии носят поистине фатальный характер.
В-1 Lancer является сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком с изменяющейся стреловидностью крыла. Он способен совершать межконтинентальные перелеты без дозаправки и наносить воздушные удары по наиболее важным объектам потенциального противника. Бомбардировщик может применяться для доставки как обычных, так и ядерных боеприпасов.
Создание самолета В-1 Lancer было начато еще в конце 60-х годов XX века в рамках программы AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft), ориентированной на замену бомбардировщиков B-52. Тендер на разработку и производство планеров выиграла компания Rockwell, а двигателей - корпорация General Electric. Первый полет опытного образца B-1A с двигателем YF-101 был проведен 23 декабря 1974 года в Палмдейл (штат Калифорния).
В целом было создано 104 машины, из них 4 единицы - B-1A (первые опытные образцы) и 100 единиц - B-1B (серийный вариант). В настоящее время ведется разработка программы их модернизации до версии B-1R. Стоимость одного самолета превышает 200 миллионов долларов. 30 июня 1977 года президент США Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу программы создания крылатых ракет. Несмотря на это, с конца 1981 года на вооружение ВВС США начали поступать серийные В-1B Lancer.
В настоящее время В-1 Lancer является единственным находящимся на вооружении ВС США самолетом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования F-14 Tomcat в 2006 году и EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году.
Вооружение бомбардировщика может размещаться в трех внутренних отсеках или на восьми внешних подвесках. По своим летно-техническим характеристикам В-1B Lancer значительно уступает отечественному бомбардировщику Ту-160.