Государственной корпорации "Ростехнологии", скорее всего, не удастся завершить свое формирование до конца апреля, как недавно заявил ее глава Сергей Чемезов. 10 апреля стало известно, что Минэкономразвития отказалось согласовать проект указа президента о передаче "Ростехнологиям" госпакетов акций более 500 предприятий.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной выступило против передачи "Ростехнологиям" 37,8 процента акций КамАЗа, настаивая на их приватизации. МЭРТ считает, что это наиболее предпочтительный вариант для большинства госактивов, а заодно возражает и против исключения в пользу "Ростехнологий" 15 предприятий, которые вошли в план приватизации федерального имущества на 2008 год.
Кроме того, МЭРТ сочло нецелесообразным, чтобы "Ростехнологии" получили ряд авиационных активов, поскольку потенциальное сотрудничесто с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) не является достаточным аргументов в пользу включения в госкорпорацию продукции ОАК.
Хотя конкретные авиакомпании не были названы, и так известно, что корпорация Сергея Чемезова претендует, в частности, на госпакет акций AIRUnion, 100 процентов акций ГТК "Россия", 51 процент ОАО "Владивосток Авиа" и 25,5 процента ОАО "Авиакомпания "Сибирь"".
Кроме того, интересны "Ростехнологиям" также ФГУП "Кавминводы авиа", владеющее авиакомпанией и аэропортами в Минеральных водах и Ставрополе, "Оренбургские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы" и аэропорт в Южно-Сахалинске. На часть этих активов, кстати, претендовал и "Аэрофлот".
В отношении всех остальных активов, которые "Ростехнологии" предполагают "заполучить", МЭРТ полагает, что включение госпакетов предприятий в госкопорацию может произойти только после детального обоснования, подтверждающего необходимость этой меры. При этом позиция министерства достаточно жесткая - МЭРТ согласует проект президентского указа, если только в нем будут учтены все замечания.
По словам источника газеты "Коммерсант", знакомого с позицией МЭРТ, министерство вообще не поддерживает передачу госкорпорации компаний, "осуществляющих деятельность в уже сложившейся конкурентной среде и продукция которых не связана с поставками для нужд обороны и безопасности". В каком-то смысле позицию ведомства Набиуллиной понять можно: "Ростехнологии" с момента создания "замахнулись" на множество компаний, деятельность которых, на первый взгляд, мало связана с разработкой, производством и экспортом промышленной (в частности военной) продукции.
Так, уже известно, что в состав корпорации войдут крупнейшая в мире компания по производству титана "ВСМПО-Ависма", автопроизводитель АвтоВАЗ, машиностроительная группа "Оборонпром" и металлургическая "Русспецсталь". Однако Чемезов предложил включить в "Ростехнологии", в частности, крупнейшего производителя грузовых вагонов "Уралвагонзавод", тульского разработчика систем ПВО ФГУП "Конструкторское бюро приборостроения", а также разработчика единой государственной автоматизированной информационной системы по учету алкоголя (ЕГАИС) - ФГУП "НТЦ "Атлас". Не говоря уже о том, что корпорация стала претендентом на разработку крупнейшего в России Удоканского месторождения меди (совместно с РЖД и частным инвестором) и купила самарский футбольный клуб "Крылья Советов".
Судя по всему, бурная деятельность по включению такого количества разномастных активов в госкорпорацию, уже на моменте создания названную "Коммерсантом" возможным "теневым министерством промышленности", вызвала некоторую обеспокоенность государства. Напомним, изначально в проекте указа относительно госактивов, которые будут переданы в "Ростехнологии", содержался перечень из 250 предприятий, однако затем он был расширен до 500.
Учитывая намерение организовать на базе "Ростехнологий" 33 холдинга и большинство из них вывести на биржу, понятно, почему по инициативе первого вице-премьера Сергея Иванова было принято решение наделить государство "золотой акцией" в каждом из холдингов, которая дает право на решающий голос при собрании акционеров.
Кроме того, с подачи Иванова и главы ОАО РЖД Владимира Якунина из перечня активов "Ростехнологий" было исключено ОАО "Уралвагонзавод". Недавно стало известно, что в госкорпорацию не будет передан и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).
Остается надеяться, что ворон ворону... государство с госкорпорацией договорятся.