Американские компании Delta Air Lines и Northwest Airlines договорились о слиянии, в результате которого будет образован самый крупный авиаперевозчик в мире. После завершения сделка станет самой значительной в истории авиационной отрасли. Объединение двух компаний может стимулировать процесс изменения облика американского рынка авиаперевозок, когда слабые игроки уйдут со сцены, а сильные – объединятся.
Как ожидают руководители Delta Air Lines и Northwest Airlines, ежегодная выручка компании будет составлять более 35 миллиардов долларов. Добиться этого удастся за счет увеличения числа маршрутов – у обеих компаний существует только 12 совпадающих направлений. Кроме того, при объединении удастся добиться сокращения издержек, например за счет отказа от использования некоторых аэропортов.
Объединенную компанию возглавит генеральный директор Delta Air Lines Ричард Андерсен (Richard Andersen). Глава совета директоров Northwest Airlines Рой Босток (Roy Bostock) станет заместителем председателя совета директоров. Всего же в совет директоров войдут 13 человек – семь из Delta Air Lines и пять из Northwest Airlines, включая ее генерального директора Дуга Стинлэнда (Doug Steenland). Тринадцатым станет представитель Air Line Pilots Association, единого профсоюза пилотов обеих компаний.
В ходе сделки Northwest Airlines за каждую свою акцию получит 1,25 акции Delta Air Lines. Сумма сделки оценивается в 3,63 миллиарда долларов.
За общим новостным потоком, наводнившим западную прессу в связи с объединением двух авиаперевозчиков, осталось загадкой, сдержит ли генеральный директор Delta Air Lines Андерсен свое обещание отказаться от многомиллионной премии, которой он обещал пожертвовать в случае удачного завершения сделки.
Ожидалось, что объявление об удачном завершении переговоров и скором слиянии будет сделано если не в течение нескольких дней, то в течение последующих пары недель. Однако 22 февраля 2008 года стало известно о том, что сделка откладывается на неопределенный срок – профсоюзы пилотов Delta Air Lines и Northwest Airlines не смогли договориться о едином списке субординации.
Дело в том, что в результате банкротства в 2005 году Delta Air Lines уволила большую часть младших пилотов. В Northwest Airlines, приступившей к процедуре банкротства в том же году, этого делать не стали. В результате спустя два года, когда обе компании смогли реструктурировать бизнес, снизить убытки и выйти из банкротства, большая часть пилотов Northwest уже продвинулась по служебной лестнице. Delta Air Lines пришлось нанимать пилотов взамен уволенных.
Такое положение вещей могло привести к тому, что в объединенной Delta большая часть пилотов Delta Air Lines получили бы должности младших пилотов, а пилоты Northwest – старших. По мнению профсоюза пилотов Delta Air Lines, такую несправедливость следовало устранить.
Профсоюз Delta Air Lines предложил уравнять в правах и должностях всех пилотов будущей компании. Это вызвало недовольство профсоюза Northwest Airlines, который заявил, что в этом случае все его пилоты в течение нескольких лет будут лишены возможности продвигаться по служебной лестнице, ведь пилотам Delta Air Lines необходимо будет отлетать положенное количество часов и повысить свою квалификацию. Рождение новой авиакомпании оказалось под угрозой.
В начале апреля 2008 года в США о банкротстве объявили сразу четыре авиакомпании: Frontier Airlines, Skybus Airlines, ATA Airlines и Aloha Airlines. Все эти компании были низкобюджетными перевозчиками. На фоне ухудшающегося положения на рынке авиаперевозок Delta Air Lines и Northwest Airlines приняли решение форсировать переговоры, и вскоре было объявлено о достижении договоренности.
Тем не менее, недовольные все же остались. Профсоюз пилотов Northwest заявил о том, что Delta Air Lines продлила трудовые контракты всех своих пилотов до 2012 года и пообещала предоставить им 3,5 процента акций будущего единого авиаперевозчика. Ничего похожего пилотам Northwest Airlines предложено не было. Однако, предупреждая возможные осложнения, руководство Delta Air Lines пообещало урегулировать этот вопрос.
Фактически дело осталось за малым. Компаниям предстоит получить одобрение акционеров, которые и раньше не были против объединения, и правительства Соединенных Штатов. Последнее тоже вряд ли станет противиться появлению крупнейшей в мире авиакомпании – новая Delta сможет не только упрочить, но и повысить конкурентоспособность Америки на трансатлантическом направлении в условиях действующего договора "Открытое небо", заключенного с Евросоюзом. После этого имя Northwest, известное на рынке авиаперевозок США уже 82 года, навсегда канет в Лету.
Известно, что в конце февраля четвертый по величине перевозчик Америки Continental Airlines провел пробные переговоры о слиянии сразу с двумя компаниями – United Airlines и American Airlines. Сообщений о повторных переговорах не появлялось, однако если компаниям все же удастся придти к соглашению, в США будет образован авиаперевозчик даже более крупный, чем готовящаяся к рождению Delta.