Во вторник вечером, 15 апреля, на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко была вручена главная театральная награда России - "Золотая маска". Лучшим драматическим спектаклем большой формы, как и ожидалось, была признана постановка "Жизнь и судьба", которую неоднократный лауреат "Маски" Лев Додин осуществил в питерском Малом драматическом театре - Театре Европы.
То, что основными конкурентами на "Золотой маске" вновь будут санкт-петербургские и московские театры, которые в этом году были представлены в большинстве номинаций, ни у кого не вызывало сомнения. Однако жюри фестиваля, которое традиционно разделено на две части - музыкальное и драматическое, много наград отправило и в региональные театры.
Премьера спектакля "Жизнь и судьба" Додина, инсценировки романа Василия Гроссмана, над которой худрук Малого драматического театра работал более трех лет, состоялась за пределами России - в театре Бобиньи в Париже. Четырехчасовой спектакль был с восторгом принят и западной и отечественной критикой.
При постановке Додин чрезвычайно щепетильно отнесся к малейшим деталям. Он возил актеров репетировать в Освенцим и бывшие сталинские лагеря под Норильском, изучал вместе с ними архивные материалы. Именно это и придало актерским работам в спектакле ту эмоциональность и глубину, от которой у многих зрителей в зале захватывало дух. Игра Татьяны Шестаковой, которая исполнила роль матери физика Виктора Штрума, гибнущей в концлагере, стала настоящим откровением.
Лучшим драматическим актером был признан Константин Райкин - за заглавную роль в спектакле "Король Лир" в московском "Сатириконе", а лучшей актрисой была названа Ирина Пегова, сыгравшая в "Рассказе о счастливой Москве" в "Табакерке". Стоит отметить, что Миндаугас Карбауксис, постановщик этого спектакля, получил награду за лучшую режиссуру в драме.
В качестве своеобразного поощрительного приза жюри драматического театра присудило спецприз трем актрисам театра "Мастерская Петра Фоменко" за участие в спектакле "Самое важное". Ими стали Полина и Ксения Кутеповы и Мадлен Джабраилова. Стоит отметить, что спектакль режиссера Евгения Каменьковича был одним из фаворитов в разделе "Драма - спектакль малой формы", однако жюри на этот раз обошло любимца московских театралов стороной.
Среди спектаклей малой формы лауреатом стала "Гроза", которая идет на сцене Драматического театра имени Пушкина в Магнитогорске.
Отдельно стоит отметить награду, которая заранее была вручена режиссеру Роберу Лепажу. Канадец был отмечен за лучший зарубежный спектакль, показанный в России. Речь идет об "Обратной стороне Луны", истории двух братьев, которая развивается на фоне соперничества СССР и США в освоении космоса. Постановку, в которой все роли исполнил сам Лепаж, режиссер представлял в Москве летом 2007 года на международном Чеховском фестивале.
Питерская "Александринка", которая впервые представляла на фестивале "Золотая Маска" целую программу своих премьер, призов домой практически не увезла. Исключение - премия критики за спектакль "Иваны" в постановке Андрея Могучего. Зато руководителю Александринского театра, известному режиссеру Валерию Фокину, была присуждена награда за возрождение театра.
Балетного дирижера, достойного награды, в России жюри не обнаружило. В оперном жанре таковым был признан француз Марк Минковский, под управлением которого в театре Станиславского и Немировича-Данченко идет постановка "Пеллеас и Мелизандра". Этот же спектакль получил "Золотую маску" как лучшая опера сезона 2006-2007 годов.
Специальный приз жюри был присужден дирижеру Теодору Курентзису за спектакль "Свадьба Фигаро" в театре оперы и балета в Новосибирске. Он уже второй год подряд завоевывает спецприз музыкального жюри для главного сибирского театра.
Лучшим балетным спектаклем был признан "Пробуждение Флоры" Мариинки, его хореограф Сергей Вихарев увез на берега Невы еще одну награду. "Золотая маска" за самую удачную постановку в жанре оперетты отправится в Хабаровск, где в Театре музыкальной комедии идет "Самолет Вани Чонкина".
Если лавры лучшей оперной певицы достались солистке Мариинского театра Ларисе Гоголевской - за исполнении партии опере "Электра", то премию за "Лучшую женскую роль в балете" получила Наталья Осипова из Большого театра ("В комнате наверху"). Еще одну "Золотую маску", оставшуюся в Большом театре, заработал за режиссуру оперы Дмитрий Черняков, поставивший нового "Евгения Онегина". "Онегина" прочили в триумфаторы премии (был представлен в восьми номинациях), но жюри распорядилось наградами по-своему.
Лучшим кукольным спектаклем было названо "Волшебное перышко" Театра марионеток имени Деммени в Петербурге.
То, как были распределены награды за драматические постановки, вряд ли вызовет яростный протест у критиков и зрителей. Все лауреаты достойны своих премий. Ну а "Золотая Маска" за спектакль "Жизнь и судьба" - заслуженная награда Додина и Малого драматического театра за блестящую постановку. В музыкальном театре явного лидера жюри "Золотой маски" выявить не удалось, однако триумф московского театра Станиславского и Немировича-Данченко нельзя не заметить.