18 апреля конфликт России с Грузией перешел в новое измерение. Москва заявила, что готова снять ряд санкций, которые были введены против Тбилиси еще во времена "антигрузинской кампании". Соответствующие поручения, как сообщается, уже раздал чиновникам российский президент Владимир Путин.
Можно долго гадать, чего пытался добиться Кремль. Однако если Москва рассчитывала помириться с Грузией после конфликтов из-за непризнанных республик, "антигрузинской кампании", "транспортной блокады" и "винной войны" - то эта попытка явно не удалась. Представители грузинского руководства прямо заявили, что не верят Кремлю и ждут очередного подвоха. Планы Путина глава грузинского МИДа назвал "иллюзией".
Благостную картину "дружбы грузинского и российского народов", которую теперь пытается нарисовать Москва, портит тот факт, что всего несколько дней назад президент РФ поручил правительству наладить отношения с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией, в частности признать выдаваемые там документы и зарегистрированные там юридические лица.
В Сухуми и Цхинвали этот жест, разумеется, всячески приветствовали и расценили его как "частичное признание". В Тбилиси, похоже, пришли к той же оценке, но с противоположным знаком: намерение Москвы строить официальные отношения с мятежными республиками фактически означало, что территориальную целостность Грузии она признавать не собирается.
Власти Грузии заявили, что Россия пытается аннексировать сразу два грузинских региона (которыми де-юре являются Абхазия и Южная Осетия), и попросили защиты у международного сообщества. Впрочем, уже сейчас ясно, что серьезной помощи республика не получит. Те, к кому обращался Тбилиси, в частности ЕС, США и НАТО, ограничились тем, что "выразили озабоченность" происходящим.
Некоторое утешение Грузии принесла традиционная поддержка со стороны Польши и Литвы. Президенты этих стран созвонились с грузинским коллегой и лично выразили свое возмущение позицией Москвы. Лех Качиньский даже отправил в Грузию специальную группу поддержки: в нее вошли замглавы администрации польского президента, директор бюро по международным отношениям и другие официальные лица.
Какую конкретно помощь могут оказать эти люди Тбилиси в его противостоянии с Москвой, не очень понятно. Впрочем, польскому президенту надо было как-то реабилитироваться за свое поведение после саммита НАТО. Когда сначала он пригрозил заблокировать договор Россия-ЕС, если Украину и Грузию не пустят в НАТО (в Тбилиси его даже успели за это похвалить), а затем поспешно взял свои слова назад.
То, что Россия решила как-то то расплатиться с Грузией за Абхазию и Южную Осетию, в общем, не стало неожиданностью. На протяжении последних месяцев Москва пытается чередовать шаги в сторону "непризнанных" с жестами в адрес Тбилиси. Последние, правда, выражаются в основном в отмене ограничений, которые были введены в отношении Грузии пару лет назад.
Эти санкции давно уже перестали быть эффективным инструментом политического давления и только создавали неудобства большому количеству людей. Впрочем, Москву это не смущало. Как и то, например, что даже российскому послу приходилось добираться из Москвы в Тбилиси через Ереван (поскольку прямое авиасообщение между Россией и Грузией было прекращено).
За последний месяц Россия уже согласилась возобновить регулярные авиарейсы в Грузию, кроме того, было восстановлено морское сообщение между Батуми и Сочи. Теперь Владимир Путин, предложения которого передал российский МИД, поручил снять визовые ограничения, действующие в отношении грузинских граждан, а также ускорить ремонт КПП "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе - единственный официальный пункт (не считая тех, что находятся на территории Абхазии и Южной Осетии), через который осуществлялось транспортное сообщение между двумя странами.
Посольство РФ, напомним, прекратило выдавать грузинам визы осенью 2006 года, после того как в Тбилиси по подозрению в шпионаже были задержаны российские военнослужащие. Позднее часть ограничений была снята, однако они по-прежнему действуют в отношении туристических виз. КПП "Верхний Ларс" был закрыт еще до "шпионского скандала" - в июле 2006 года. Ремонт, который там затеяли, в итоге растянулся на неопределенный срок. Грузия протестовала против закрытия КПП, в котором усматривала политическую подоплеку, и даже пыталась увязать его открытие с принятием России в ВТО, однако видимых результатов эти протесты до сих пор не принесли.
Нынешние предложения Путина, как полагает российский МИД, должны убедить Грузию, что Россия "искренне заинтересована в нормализации отношений". И даже побудить ее сделать "встречные позитивные шаги в духе взаимного уважения и учета законных интересов друг друга в сфере безопасности".
У грузинских руководителей, однако, попытка Москвы перейти от угроз к умиротворению вызвала только раздражение. Как заявил глава грузинского МИДа Давид Бакрадзе, Россия пытается создать "иллюзию настроя на сотрудничество", чтобы таким образом смягчить негативную реакцию международного сообщества на свои действия в отношении Абхазии и Южной Осетии. "В ситуации, когда предыдущим решением российские власти фактически аннексируют треть грузинской территории, ни о каком улучшении отношений с остальной Грузией не может быть и речи", - добавил он.
С такой же позицией выступила и спикер парламента Нино Бурджанадзе. По ее словам, Россия может доказать Грузии свою дружбу, если откажется от попыток признания мятежных республик. "В противном случае, - заявила Бурджанадзе, - мы будем расценивать сегодняшнее заявление Путина как попытку обмануть мировое сообщество, сделать вид, что есть желание улучшить отношения с нами".