Россия
20:39, 22 апреля 2008

Без суда и следствия Уволен начальник Главного следственного управления СКП

Андрей Кузнецов

Глава Следственного комитета (СКП) при Генпрокуратуре РФ Александр Бастрыкин подписал указ об увольнении начальника Главного следственного управления (ГСУ) комитета Дмитрий Довгия. По результатам служебной проверки было установлено, что главный следователь не соблюдал связанные с его работой ограничения и разглашал служебную информацию.

Официальный представитель СКП Владимир Маркин пояснил, что в действиях Дмитрия Довгия были выявлены нарушения законов "О прокуратуре РФ" и "О государственной гражданской службе РФ". От более подробных комментариев в комитете воздержались, хотя его глава Александр Бастрыкин ранее обещал обнародовать результаты проверки, которую проводило управление собственной безопасности СКП.

Проверка была начата в конце марта и должна была продлиться около месяца. Вместе с Довгием на это время от исполнения служебных обязанностей были отстранены его первый заместитель Алексей Новиков, начальник одного из отделов ГСУ Сергей Глухих и следователь Юрий Ермаков. Об их судьбе пока ничего неизвестно.

Поводом для проверки стало обращение в администрацию президента РФ двух следователей по особо важным делам, которые обвинили своего начальника в коррупции и превышении служебных полномочий. Сотрудники СКП Сергей Чернышов и Зигмунд Ложис утверждали, что Довгий и его заместитель Новиков вымогали деньги у фигурантов различных громких дел в обмен на оказание некоторых услуг.

Например, Довгий якобы предлагал за два миллиона евро устроить освобождение под залог бывшего председателя правления ОАО "Национальный банк "Траст" Олега Коляды, который проходит по делу о хищениях в "Томскнефти". Любопытно, что "Томснефть" также фигурирует в делах, по которым в качестве обвиняемых проходят бывший глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, бывший руководитель "МЕНАТЕПа" Платон Лебедев, бывший совладелец "ЮКОСа" Леонид Невзлин и бывший вице-президент "ЮКОСа" Василий Алексанян.

Какое отношение Коляда имел к руководству "ЮКОСа", сложно понять из просочившейся в прессу информации. Во всяком случае, из банка он ушел в августе 2006 года, а в настоящее время, судя по всему, содержится под стражей. Адвокат Коляды упоминала, что на заседании в Верховном суде о продлении срока ареста судья предложил ему выйти под залог в один миллиард рублей. Однако подследственный отказался, заявив, что у него нет такой суммы.

Сам Довгий заявлял, что все обвинения в коррупции в его адрес не имеют под собой никакого основания, и выражал надежду, что по итогам проверки беспочвенность претензий к нему будет доказана. Вместе с тем он подал заявление прокурору Санкт-Петербурга с просьбой проверить законность наружного наблюдения, которое, как он полагает, было установлено за ним влиятельными недругами.

Довгий просил надзорный орган принять меры, поскольку, по его словам, его жизнь и жизнь его родных и близких подвергается опасности. Аналогичные заявления, но только уже в Генпрокуратуру, написали остальные сотрудники СКП, в отношении которых проводилась проверка. Они попросили оградить их от провокаций со стороны своих же коллег, что может косвенно свидетельствовать о давлении, которому подвергаются сотрудники СКП.

Существуют различные версии, объясняющие подоплеку увольнения Довгия. Считается, что он является креатурой Бастрыкина и одним из самых близких к нему сотрудников СКП. Довгий принимал участие в расследовании самых громких дел последнего времени, таких как аресты генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова и заместителя министра финансов Сергея Сторчака.

В обоих этих случаях действия СКП пыталась опротестовать Генпрокуратура, но оба раза безрезультатно. Все это дает наблюдателям повод говорить о том, что за служебной проверкой в отношении начальника ГСУ и его подчиненных стоят люди, близкие к генпрокурору Юрию Чайке. В противном случае речь может идти о внутриаппаратном противостоянии в СКП.

Довгий, ожидавший до последнего момента возвращения к работе, возможно, сам предпринял шаги, которые сделали невозможным его дальнейшее пребывание в СКП. Этим может объясняться названное в качестве одной из причин его увольнения обвинение в разглашении служебной информации.

Вскоре после того, как стало известно о начале проверки, Довгий в одном из интервью заявил, что следствие считает одним из заказчиков убийства журналистки Анны Политковской Бориса Березовского. Ранее генпрокурор Юрий Чайка дал понять, что следствию известно имя заказчика, который скрывается за границей. Однако на вопрос о том, идет ли речь о Березовском, Чайка отвечать отказался.

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, у которого работала Политковская, обвинил следователя в должностном преступлении, так как тот не имел права называть имя заказчика до окончания расследования и передачи дела в суд. Между тем Довгий в середине апреля снова вернулся к этой теме, предложив версию о причастности к убийству журналистки чеченского криминального авторитета Мовлади Атлангериева, который был похищен в Москве в начале 2008 года.

Последнее заявление бывшего главного следователя СКП последовало уже 22 апреля. Он заявил, что узнал о своем увольнении из новостей в интернете. Из этого следует, что глава СКП решил не сообщать лично это неприятное известие своему ведущему сотруднику.

О дальнейших своих планах Довгий пока ничего не сказал. Также неизвестно о перспективах судебного преследования бывшего следователя, которого, как уже говорилось, подозревали в коррупции. В СКП поясняют, что при обнаружении состава преступления в действиях сотрудника этого ведомства, решение о возбуждении уголовного дела может быть принято только самим Бастрыкиным и лишь с санкции суда.

< Назад в рубрику