Во вторник, 22 апреля, в Москве в здании Академии государственной службы прошел VIII Съезд Союза журналистов России, итоги которого можно с полной уверенностью назвать судьбоносными. 650 представителей 86 журналистских делегаций в едином порыве искоренили двоевластие в организации и, по выражению секретаря СЖР Михаила Федотова, "взяли курс на отказ от излишней политизации". Присутствовавшие на съезде 24 иностранных гостя наблюдали за тем, как это происходило.
Съезд открылся приветственным словом представителя смежной организации - министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова. Призвав пишущую братию всегда следовать принципу, заложенному в клятве Гиппократа, - "не навреди", он уступил трибуну председателю СЖР и, как выяснилось впоследствии, триумфатору съезда Всеволоду Богданову, который представил собравшимся с доклад о работе вверенной ему организации за отчетный период.
Из доклада следовало, что за время руководства Богданова показатели СЖР в целом улучшились: организация насчитывает более 100 тысяч членов, осуществляются социальные проекты, проводятся журналистские экспедиции, поддерживаются инициативы по укреплению социального статуса журналиста. В подмосковном поселке Елино строится массмедиацентр. "В течение четырех-пяти лет будут построены 30 тысяч квадратных метров журналистской деревни", – рассказал Богданов. Обрисовав достижения, он перешел к не искорененным еще недостаткам, к тому, что, так сказать, мешает в работе. "Необходимы изменения в уставе и некоторые перестановки, - заявил он. - В союзе два начальника, и, может быть, нужен один". По мнению Богданова, СЖР необходима полномасштабная реконструкция. "Нужно, чтобы был секретариат или исполком, который бы руководил творческим союзом как союзом, который защищает статус журналиста. И параллельно можно создать центр, который бы занимался проектами, стратегиями на развитие союза, следил за обустройством рынка", - предложил он.
Необходимость решительной реорганизации СЖР поддержал и следующий докладчик - генеральный секретарь СЖР Игорь Яковенко. Он выразил мнение, что в последние годы российская журналистика продолжает "игру на понижение". "Свидетельство тому - "шпионские камни", авторские пятиминутки ненависти на федеральных телеканалах и сливные бачки на полосах центральных газет. Журналистику вытесняет пиар, пропаганда и политтехнологи", - заявил он с трибуны съезда. Яковенко напомнил, что с центральных телеканалов пришлось уйти лучшим, по его мнению, журналистам - Михаилу Осокину, Светлане Сорокиной, Леониду Парфенову, а их место в качестве главных телеперсон в сознании зрителей заняли Глеб Павловский, Ксения Собчак и Андрей Малахов. В своем выступлении Яковенко также указал на то, что журналистам недостает солидарности, которая помогла бы им отстаивать корпоративные интересы. "Сегодня СЖР беремен реформой. Главное, не умереть при родах и не разродиться мертвым младенцем", - резюмировал он.
Вскоре стало ясно, что пламенные призывы о реформе не остались неуслышанными делегатами съезда. Как только началось голосование по кадровому составу руководства организации, на повестку был поставлен вопрос о необходимости сохранения поста генерального секретаря союза как такового. Яковенко заявил, что, в случае упразднения должности генсека СЖР, он "плакать не станет" и что он готов отказаться от своих полномочий и послужить союзу в другом качестве.
Слово взял Александр Карпилович, председатель союза журналистов Владимирской области. "Политическая активность Яковенко влияет на СЖР деструктивно. При нем нельзя сотрудничать с властью", - заявил он. Затем еще несколько делегатов начали упрекать Яковенко, что после его публичных выступлений "возбуждаются пожарные и тут же начинаются проверки". После этого вопрос о должности генсека был передан съездом федеративному совету СЖР, и пост генерального секретаря был упразднен.
А вот Всеволода Богданова съезд переизбрал в качестве председателя союза еще на пять лет. Альтернативных кандидатур никто не выдвинул. Только руководитель СЖ Москвы и главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев предложил избрать на этот пост одного из главных редакторов крупнейших СМИ. Однако его инициатива развития на съезде не получила, и подавляющим большинством при 5 голосах против и 17 воздержавшихся Богданова был оставлен во главе союза. К нему же временно отошли и осиротевшие обязанности генсека. Игоря Яковенко делегаты оставили в союзе простым секретарем и предложили ему подумать о том, чтобы возглавить центр проектов и развития союза, о котором шла речь в докладе председателя СЖР.
Практически все участники съезда и сторонние наблюдатели высказывают мнение, что Яковенко поплатился должностью за свою излишнюю политическую активность. По уставу СЖР генсек имеет скорее технические полномочия. Он должен руководить текущей организационно-творческой деятельностью или заниматься подбором персонала. Представлять же союз во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями и за рубежом - прерогатива председателя организации. Однако в последнее время с политическими и общественно значимыми заявлениями чаще выступал именно Игорь Яковенко.
"Что касается моей точки зрения, то я ее высказывал, высказываю и буду высказывать, какую бы должность ни занимал", - заявил он по окончании съезда корреспонденту "Интерфакса". 57-летний Яковенко в 1990 году был уволен с должности преподавателя философии Московской высшей партшколы за выход из КПСС. Должность генерального секретаря СЖР он занимал с мая 1988 года. Яковенко редактировал либеральную газету "Господин народ", был депутатом Госдумы первого созыва от партии "Яблоко". В последние годы часто критиковал власти за ограничения свободы СМИ в России. К примеру, Яковенко назвал "политическим заказом" предупреждение Росохранкультуры с запретом на упоминание в СМИ партии нацболов. Позором назвал Яковенко обвинение главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян в контрабанде. Бывший генсек СЖР был активным участником прошедших в Москве "Маршей несогласных".
Всеволод Богданов заявил "Коммерсанту" после съезда, что в должности, которую занимал Яковенко, "он представлял весь журналистский цех". "А у нас есть люди самой разной политической направленности, в том числе и партийные журналисты", - сказал он. По мнению главы СЖР, союз должен сосредоточиться на профсоюзной деятельности и меньше ввязываться в конфликты с властью.
Разногласия между председателем союза журналистов и его генсеком ощущались всегда. Но особенно отчетливыми они стали во время скандала, который начался после того, как чеченское отделение СЖР вручило журналистское удостоверение президенту этой республики Рамзану Кадырову. Тогда Яковенко сказал, что Кадыров не может быть принят в союз, поскольку "нет такой журналистской специальности, как 'президент Чеченской Республики'", и секретариат союза журналистов отменил решение чеченского отделения. И Всеволоду Богданову пришлось ехать в Грозный и извиняться перед Кадыровым за действие своего секретариата.