27 апреля американское издание Silicon Alley Insider (SAI) опубликовало рейтинг 25 самых дорогих интернет-стартапов в мире. Возглавили список Facebook, оцененный в 9 миллиардов долларов, Wikipedia (в семь) и Craigslist (пять). Попали в перечень и российские компании "Яндекс" и "Озон", правда, не на самые верхние строчки.
По данным SAI, "Яндекс" стоит три миллиарда долларов, а "Озон" — 450 миллионов. Как получились эти цифры? Во многом, как признают журналисты, их оценки субъективны, так как попавшие в списки компании не публичные и рыночной стоимости не имеют.
Чтобы иметь возможность прикинуть стоимость стартапа, независимые наблюдатели анализируют инвестиции в компании (какая доля за какую сумму куплена), а также изучают раскрытые финансовые показатели. Они также обращают внимание на темпы роста компании и на ее долю рынка. Все это и составляет методику оценки издания Silicon Alley Insider.
"Яндекс" находится на шестой строчке рейтинга, уступая Mozilla Corporation, но обходя крупную деловую социальную сеть LinkedIn. По данным SAI, он занимает 54 процента российского рынка интернет-поиска. Выручка "Яндекса" в 2007 году составила около 160 миллионов долларов. Прибыль, по расчетам SAI, составляет около 65 миллионов долларов. Учтя долю рынка, рост и прочие параметры, журналисты сочли, что компания стоит по меньшей мере 40-45 раз по 65 миллионов. Выбор коэффициента для умножения в данном случае остается на совести издания.
С "Озоном", занимающим 18 место, ситуация проще. Предполагаемая изданием годовая выручка магазина должна составить около 90 миллионов долларов. Учитывая традиционно низкую маржу интернет-магазинов и быстрый рост продаж, предлагается умножить выручку на коэффициент 5 и получить оценку - 450 миллионов.
Как и в любом рейтинге сайтов 2008 года, в SAI 25 каждый пятый ресурс — социальная сеть. Это развлекательная сеть для подростков Habbo, авторы 3D-игры Second Life, разработчики приложений для социальных сетей Slide и RockYou, а также стартап для создания самих сетей Ning.
Самыми дешевыми стартапами в списке являются малоизвестные в России Zazzle и Spot Runner. Первый позволяет заказывать предметы со своими надписями и логотипами, а второй помогает размещать рекламу на местных кабельных каналах. Оба стоят примерно по 250 миллионов долларов.
Кроме участников рейтинга, существует отдельный список кандидатов, которые в список по тем или иным причинам не попали. Удивительное дело, но там есть несколько сверхпопулярных проектов.
Это Meebo, позволяющий через вебсайт пользоваться службами мгновенных сообщений, сборник ссылок Digg и сайт для ведения микроблогов Twitter. Список претендентов возглавляет Federated Media, компания - рекламный менеджер самого Silicon Alley Insider и еще многих сайтов.
Оценивать чужие интернет-ресурсы легко и приятно. Современному аналитику для этого достаточно знать только одну историю — об инвестициях в Facebook. Как известно, основатель этой социальной сети Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) смог привлечь свыше 300 миллионов долларов, пожертвовав очень малой долей в компании.
Самой большой удачей Цукерберга является привлечение 246 миллионов долларов от Microsoft в обмен на 1,6 процента Facebook. Это же — самая большая удача для аналитиков, ведь при такой стоимости можно оценить весь ресурс более чем в 15 миллиардов долларов. Есть точка отсчета, а значит, конкуренты и другие стартапы тоже стоят миллиарды.
Тут же появляется и повод для обсуждения. Например, представители Silicon Alley Insider за Facebook больше девяти миллиардов бы нипочем не дали. Они объясняют это тем, что стоимость компании снизилась после запуска системы социального маркетинга Beacon, получившей смешанные отзывы пользователей.
Своими оценками Facebook делятся не только составители рейтинга стартапов. Так, обозреватель сайта Silicon Valley Эндрю Кин (Andrew Keen) 28 апреля опубликовал на сайте Internet Evolution едкую статью. Конечно же, пишет Кин, Facebook не стоит 15 миллиардов долларов, потому что цена компании, где работают 450 человек, не может быть сопоставимой с ВВП Иордании или Боснии. Такие оценки он называет абсурдными, а сделку Microsoft — параноидальной попыткой оттолкнуть от привлекательного актива Google.
За 15 миллиардами, которые на самом деле 246 миллионов, как-то забывают, что сделка не ограничивалась покупкой 1,6 процента Facebook. Главным был рекламный контракт, позволяющий Microsoft использовать свою рекламную платформу для баннеров на Facebook не только в США, но и в других странах.
Современный аналитик также может дать полет фантазии. Например, второе место рейтинга досталось Wikipedia, которая юридически является некоммерческой организацией. Оценку ее активов можно выразить фразой "представим на минутку, что Wikipedia разместила на своих страницах рекламу". Из 40 миллиардов показов в год выводится выручка в 350 миллионов долларов.
Тут стоит отметить, что если бы конвертировать показы в доллары было так просто, умами давно бы владела Answers Corporation, чей ресурс Answers.com фактически и является Википедией с рекламой (и содержит еще множество словарей). Между тем годовая выручка у нее составила всего 10 миллионов долларов. Сама корпорация — убыточна.
Вот так всегда. Только захочешь купить Facebook или Wikipedia, как тут же засомневаешься.