"Российские железные дороги" и Сбербанк запустили совместный проект, который позволяет оформлять и оплачивать билеты в пригородных поездах, используя банковские карты системы "Сберкарт". Торжественная церемония запуска пилотного проекта состоялась 29 апреля на Ярославском вокзале. О создании подобной системы руководство РЖД и Сбербанк договорились еще в 2007 году.
Воспользоваться безналичным расчетом при покупке как разовых, так и проездных абонементных билетов в электрички можно будет пока только на поезда, следующие из Москвы в Мытищи. При этом карты в специальных кассах будут принимать только на трех станциях - Ярославском вокзале, Лосиноостровской и в Мытищах.
Оформление и покупка билетов на электричке при помощи кредитки будет происходить так же, как и при оплате любого товара в магазине. В подтверждение будет выдаваться кассовый чек.
По словам президента РЖД Владимира Якунина, в дальнейшем предполагается перейти на безналичный расчет при предоставлении сервисных услуг на вокзалах и во время поездок в поезде. "Данный проект был реализован менее чем за год. Это показывает, что при желании мы можем сделать железнодорожный транспорт инновационным и более удобным для пассажиров", - добавил Якунин.
Сделать проезд более удобным стремятся и в столичном метрополитене. Начальник московского метро Дмитрий Гаев заявил, что уже с июля текущего года пассажиры смогут оплачивать проезд при помощи специальной банковской карты. Это не совсем обычные кредитки - в них встраивается специальный чип, который запоминает количество поездок, совершенных за месяц. Списываться деньги с карточки будут в конце месяца.
По большому счету, карточки такие введены в московском метро с июня 2006 года. Вот только пользуются ими всего около полутора тысяч человек - в программе участвует лишь один банк - "Банк Москвы". По словам Гаева, планируется заключить соглашения еще с шестью кредитными организациями.
Кроме того, не за горами, судя по всему, и повсеместное использование в качестве "входного билета" сотового телефона. Уже в августе прошлого года возможность оплатить проезд в метро с помощью мобильника получили обладатели аппаратов Nokia. Для оплаты необходимо поднести телефонный аппарат к датчику на турникете, а со счета будут списываться те же деньги, которые ушли бы на покупку стандартных транспортных карт.
В принципе, идея карточек, мобильных телефонов, смсок, автоматов и тому подобных инноваций при оплате билета в метро не нова. В Нью-Йорке, например, на станциях установлены автоматы, продающие билеты как за наличные, так и с помощью кредитных и дебетовых карт (жетоны уже устарели и отменены). При этом автоматы могут "пообщаться" с пассажирами на английском, испанском, русском и китайском языках.
Лондонцам в каком-то смысле, наверное, повезло больше - на официальном сайте метрополитена в Лондоне можно скачать руководство по тарифам аж на 15 языках, среди которых урду, тамильский, хинди, гуджарати и китайский. Русского, кстати, нет. Для проезда используется специальная карточка, с которой при поездках в метро, на общественном транспорте и на некоторых маршрутах пригородных поездов списываются средства.
В Сингапуре на станциях метро стоят автоматы, продающие за наличные карточки для проезда. При этом с пассажиров изначально взимается чуть больше денег, чем стоит проезд - это так называемый залог, который возвращается другим автоматом на выходе из метро. Залог предназначен для того, чтобы пассажир придерживался заранее намеченного маршрута.
В Будапеште система оплаты проезда аналогична московской, а в Праге с конца 2007 года проезд в метро и наземном транспорте можно оплатить электронным SMS-билетом. Перед посадкой пассажир отправляет смску на номер транспортной службы и в ответ получает на телефон электронный билет, предъявляемый контролеру. Такая же система расчетов действует в Финляндии при оплате наземного транспорта.