Противостояние Microsoft и Yahoo! завершилось. Развязка оказалась несколько неожиданной - корпорация Microsoft отозвала предложение о покупке поисковика. Ранее софтверный гигант всячески подчеркивал, что поглотит Yahoo! любой ценой. За день до отзыва предложения Microsoft даже увеличила сумму, предложенную за поисковик, на пять миллиардов долларов.
История покупки поисковика Yahoo! корпорацией Microsoft завершилась третьего мая. Исполнительный директор Microsoft Стив Балмер направил руководству интернет-компании Yahoo! официальное письмо об отказе от сделки.
Посовещавшись с коллегами, Стив Балмер пришел к выводу, что выдвигаемые Yahoo! условия неразумны. Поэтому в интересах акционеров и сотрудников Microsoft предложение о покупке Yahoo! отзывается.
Балмер подчеркнул, что у Microsoft есть все необходимые ресурсы, и корпорация будет развивать свой онлайновый бизнес самостоятельно.
Поблагодарив генерального директора Yahoo! Джерри Янга за потраченное на обсуждение деталей сделки время, Балмер выразил сожаление по поводу того, что поисковик не принял предложение Microsoft.
Реакция руководства Yahoo! не заставила себя долго ждать. Джерри Янг подчеркнул, что гордится своей командой, сплоченность которой помогла одержать верх в трехмесячном противостоянии с Microsoft. Также он сообщил, что теперь весь потенциал поисковика, и его уникальное положение на рынке, будут использоваться с максимальной выгодой для акционеров, сотрудников, партнеров и пользователей.
Днем ранее стало известно, что Microsoft увеличила сумму, предложенную за Yahoo!. Вместо 31 доллара за акцию софтверный гигант предложил 33. Таким образом, общая стоимость сделки возросла на пять миллиардов долларов.
Однако руководство поисковика отнеслось к новому предложению прохладно. Председатель совета директоров Yahoo! Рой Босток продолжал настаивать на том, что Microsoft недооценила поисковик. По его мнению, приемлемая стоимость Yahoo! составляет 37 долларов за акцию.
Ответ на вопрос - "Зачем Microsoft поисковик Yahoo!?" - лежит на поверхности. Причина всему онлайн-реклама. По данным Microsoft, в 2007 году объем этого рынка составил 40 миллиардов долларов. Предполагается, что к 2010 году этот показатель увеличится до 80 миллиардов.
Конечно, лучше всего дела с интернет-рекламой обстоят у Google. По информации компании ComScore, в декабре 2007 года на долю Google пришлось 62 процента общемировых поисковых запросов. Но этот орешек не по зубам Microsoft.
С Yahoo! все проще. На момент поступления предложения о покупке от Microsoft дела у поисковика номер два шли не лучшим образом. Доля Yahoo! в поиске каждые полгода снижалась на 1-1,5 процентных пункта. Доля компании на поисковом рынке составляла 12,8 процента.
Дела же самой Microsoft на рынке поиска шли из рук вон плохо - доля компании составляла 5,2 процента, и сокращалась каждые пол года на 2-3 процентных пункта.
Все началось 31 января 2008 года, когда корпорация Microsoft предложила за Yahoo! 44,6 миллиарда долларов деньгами и ценными бумагами. Владельцам Yahoo! предлагалось обменять свою акцию либо на 31 доллар, либо на 0,9509 акции Microsoft. Тогда это было на 62 процента выше рыночной стоимости поисковика.
Спустя десять дней компания Стива Балмера получила ответ: акционеры Yahoo! сочли свою компанию сильно недооцененной, и отказались принять условия Microsoft.
Microsoft отступать не планировала. Представители корпорации сообщили, что контроль над Yahoo! будет получен любым способом, в том числе и через изменение состава совета директоров.
Генеральный директор Yahoo! Джерри Янг в ответ на это сообщил, что его компания, в принципе, не против сделки. Но сумма, предложенная Microsoft за поисковик, сильно занижена. Янг предложил Microsoft увеличить свое предложение, чтобы оно стало выгодным для акционеров Yahoo!.
Через два месяца противостояния Yahoo! и Microsoft активизировались и другие участники рынка. Так газета The New York Times сообщила, что компания News Corp., принадлежащая медиамагнату Руперту Мердоку, ведет переговоры с Microsoft о совместной покупке поисковика Yahoo!.
Yahoo! также не сидел сложа руки и решил укрепить свои позиции за счет главного конкурента - Google. Последний получил право размещать контекстную рекламу на сайте Yahoo!. Представители обеих компаний подчеркнули, что это экспериментальный проект. Однако в случае его успешного завершения подобное сотрудничество может быть продолжено.
Кроме того, Yahoo! активно вел переговоры о слиянии с AOL. Агентство Reuters сообщало, что компания Time Warner, которой принадлежит AOL, готова обменять десять миллиардов долларов на 20 процентов акций объединенной компании Yahoo!-AOL.
Несмотря на то, что AOL переживает не лучшие времена, он является огромной рекламной площадкой. Сегодня сервисами компании пользуются около 10 миллионов человек. Правда четыре года назад этот показатель был равен 25 миллионам.
Но, пожалуй, больше всего уверенности в собственных силах Yahoo! придали финансовые итоги первого квартала 2008 года. Чистая прибыль поисковика за первые три месяца текущего года составила 542 миллиона долларов. Год назад этот показатель был равен 142 миллионам. Выручка увеличилась с 1,67 до 1,82 миллиарда долларов.
Кстати, именно после публикации финансовых итогов первого квартала 2008 года Стив Балмер впервые заявил, что Microsoft готова развиваться и без Yahoo!, если предложение о покупке будет отвергнуто.
Возможно, он уже тогда для себя все решил.