В конце сентября - начале октября от португальского порта Виана ду Кастело отчалят восемь яхт. Они постараются как можно быстрее пересечь Атлантический океан. Когда регата закончится, ни с одной яхты не спустится капитан, чтобы принять полагающиеся почести. Все участники регаты - полностью автоматические суда.
Регата Microtransat - первое трансатлантическое плавание робояхт длиной до четырех метров. Сама же идея не нова. В английском языке для подобных судов уже придумано слово "roboat" (рободка, роболодка), которое произносится почти так же, как "robot".
В 2006 году Microtransat проходил на озере в Тулузе, Франция. В нем участвовали три команды. В 2007 году уже четыре яхты устроили гонки в Ирландском море.
Трансатлантическое плавание, как ожидается, займет два-три месяца. Кроме того, по мнению устроителей, существует большая вероятность того, что ни одна яхта не придет к финишу.
Действительно, условия можно назвать драконовскими. Движущей силой яхты может быть только ветер. Судно должно быть полностью автономным, не допускается управление оператором за исключением экстремальных ситуаций. Автономность распространяется и на источники энергии — все батареи, аккумуляторы и электрогенераторы яхте следует иметь на борту.
Финишная черта является отрезком, координаты одного конца которого — 10 градусов северной широты и 60 градусов западной долготы, а другого — 25 градусов северной широты и 60 градусов западной долготы. На случай, если ни одна яхта не достигнет этой черты, победившим будет считаться судно, дальше остальных продвинувшееся к западу.
В 2008 году о своем участии заявили восемь команд: по две британские и американские, а также канадская, португальская, австрийская и французская.
Роборегаты прошлых лет - фотогалерея Перед попыткой избежать судьбы "Титаника" их детища посетят всемирный чемпионат по робоплаванию. Он пройдет с 20 по 25 мая 2008 года на австрийском озере Нойзидль. Кроме пробного плавания яхт - участниц Microtransat, там пройдут соревнования обычных и робоморяков.
Наибольшую известность из яхт Microtransat получила, благодаря соответствующей статье в The Times, британская Pinta.
Яхту создали ученые из Аберистуитского университета (Aberystwyth University). Pinta — уменьшенный и дешевый вариант более сложного робосудна Beagle B (надо думать, названного в честь брига "Бигль", на котором путешествовал Чарлз Дарвин). Если Pinta дойдет до финишной черты, ученые рискнут послать в дальнее плавание и Beagle B.
Последний стоит 40 тысяч фунтов стерлингов (около 80 тысяч долларов США). Pinta в 16 раз дешевле. Ее максимальная скорость составит всего четыре узла, но при средней скорости в 2,5 узла она покроет требуемое расстояние за три месяца. Яхта весит всего 150 килограммов. Угол паруса будет менять специальный манипулятор. Энергией манипулятор обеспечат солнечные батареи.
Страсть к самодвижущимся аппаратам охватила не только любителей яхт.
В течение нескольких последних лет полным ходом идут разработки автономных роботизированных автомобилей. Например, в 2007 году в конкурсе Urban Challenge соревновались "беспилотный" внедорожник Isuzu Marvin и такие же Volkswagen Passat и Lotus Elise.
Организатор конкурса — одна из самых технологически развитых организаций на Земле. DARPA, управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США, каждый сборщик роботов знает.
До автономных самодвижущихся танков дело пока вроде не дошло.