Блогеров следует ознакомить со сводом юридических рекомендаций по ведению онлайн-дневников, а простым пользователям — чаще читать правила поведения на сайтах. Таковы результаты опроса интернетчиков, проведенного британской организацией YouGov по заказу юридической фирмы DLA Piper.
Идею кодекса для блогеров поддержали 46 процентов опрошенных, а против высказались всего четыре процента. Пятнадцати процентам все равно. 42 процента респондентов сочли, что к блогерам должны применяться те же нормы закона, что и к журналистам.
Сами блогеры ценят свободу своего слова гораздо выше. Против кодекса высказалось 34 процентов опрошенных, а за кодекс — 32 процента. "Журналистами" захотели стать только 27 процентов блогеров.
На поверку многие из кодексов, связанных с интернетом, оказываются вольным переложением конституции или христианских заповедей.
В российской блогосфере, например, в свое время была дискуссия о проекте "Этического кодекса сети Интернет и понятия "инэтика" (Интернет-этика)", разработанного аспирантом философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Евгением Ядрышниковым. Там было про соблюдение законов, свободу слова и даже про признание и быстрое исправление своих ошибок блогерами.
В слова "кодекс блогера" юристы DLA Piper вкладывают гораздо более конкретный, а частично — уголовно-процессуальный смысл. Их серьезно волнует принцип "publish and be damned" ("публикуй и будь проклят"), которого все чаще придерживаются блогеры.
По мнению представителя DLA Piper, прежде чем публиковать что-либо, необходимо убедиться в законности этого. И тут оказывается, что блогеров, да и простых пользователей поджидает множество жестких законов.
Интернетчиков могут привлечь к ответственности за клевету, оскорбительные сообщения, подстрекательство к совершению преступления, нарушения в сфере интеллектуальной собственности, даже за неправильное ведение корпоративных блогов и постановку ссылки на оскорбительные или незаконные материалы.
Ничего нового или неожиданного в списке законов, применимых к блогерам, нет. Схожие нормативные акты существуют почти в каждой стране мира, просто где-то по ним уже наработана судебная практика, а где-то (например, в России) нет.
Однако везде правовая сознательность интернетчиков находится на уровне гораздо ниже плинтуса. Как оказалось, три четверти опрошенных забыли о законах, наказывающих за клевету. Уж этот закон не стоит забывать, потому что санкции применяются не столько к сайту, где опубликовано клеветническое сообщение, сколько к пользователям.
Лишь каждый третий читает условия пользования сайтом и другие подобные тексты. Это при том, что в среднем каждый седьмой (14 процентов) когда-то был наказан за их нарушение. Забавно, но у блогеров этот показатель ровно в два раза выше.
Ситуация становится неуправляемой по мере того, как все больше народу втягивается в сетевой обмен мнениями. Комментарии когда-либо оставляло в интернете 54 процента опрошенных. Подавляющее большинство (84 процента) комментирующих — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Договариваться с блогерами можно по-разному: опрашивать их, проводить юридический ликбез, публиковать статьи в СМИ (например, об опросе DLA Piper написали The Guardian и The Daily Telegraph). Есть и другие пути.
В настоящее время в суде разбирается дело блогера Саввы Терентьева, который в ЖЖ призвал к сожжению сотрудников правоохранительных органов на городской площади. Процесс не остановить — проводятся экспертизы, блогер приносит извинения милиции, его друзья проводят различные акции в защиту свободы слова.
Возбуждено уголовное дело против блогера Дмитрия Ширинкина, который в апреле 2007 года написал в ЖЖ о том, как заберет с собой "два-три десятка душ" пермского политеха. Сам Ширинкин эту запись называет злым памфлетом, но ни ему, ни следствию от этого не легче.
Рассматриваются законодателями и предложения Генпрокуратуры. Последняя намерена бороться с интернет-экстремизмом. После признания судом того или иного сайта экстремистским он будет помещаться в специальный список, который опубликуют СМИ. Все российские провайдеры обязаны будут блокировать сайт в кратчайшие сроки.
Эффективнее было бы сразу создать автоматическую госслужбу по надзору за блогерами, которая проверяла бы перед выкладкой посты на экстремизм. Чего уж там. Тогда и кодекс не нужен.