В рейтинге самых важных событий в авиационной отрасли России первый полет Sukhoi Superjet 100 займет первое место как за год, так и за последнюю пятилетку. Ведь по сути в небо поднялся не только широко разрекламированная "надежда российского авиапрома", но и первый российский гражданский самолет, сконструированный не в Советском Союзе.
Российские информагентства сообщили, что Sukhoi Superjet провел в воздухе 40 минут. Чуть позже выяснилось, что они посчитали немного неправильно: в "Гражданских самолетах Сухого" утверждают, что лайнер продержался в воздухе более часа. Проверить это, видимо, никому не удастся – фотографий, фиксирующих Superjet в воздухе, в информагентствах появилось крайне мало. А федеральные телеканалы даже вынуждены были показывать в эфире архивные видео с выкатки самолета.
Такая скрытность вызывает удивление: обычно, когда в Америке или Европе представляют новый лайнер, это событие вызывает ажиотаж, а на заводах устраивают настоящий праздник.
В Комсомольске-на-Амуре, видимо, было не до праздников – в последнее время все, что связано с Sukhoi Superjet, овеяно дымкой недосказанности и, естественно, вызывает тревогу как у клиентов "Сухого", так и у россиян, которым вскоре предстоит летать на самолетах этого типа.
Во время выкатки Sukhoi Superjet, которая состоялась в конце сентября 2007 года, в "Сухом" уверяли, что самолет поднимется в небо уже в конце года. Потом сроки были сдвинуты, причем, скорее всего, это было связано с задержкой летных испытаний двигателя SaM146 – именно он будет установлен на всех Superjet.
В середине февраля 2008 года такие испытания были завершены. По словам исполнительного директора компании PowerJet, которая и производит двигатели, Жан-Поля Эбанги, SaM146 отработал 42 летных часа в ходе 22 испытаний.
Однако в "Сухом" с полетами все еще не спешили. В итоге в марте появились слухи о том, что сорваны не только сроки первых полетов, но и поставок заказчикам. Это могло обернуться штрафами от тех авиакомпаний, которые уже заказали лайнеры, и репутационным ущербом. Впрочем на фоне американской Boeing и европейской Airbus, которые регулярно откладывают поставки своих новейших самолетов не только на месяцы, но даже и на годы, небольшая задержка "Сухого" не выглядела катастрофой.
На это, в частности, обратил внимание тогда еще первый вице-премьер и председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Иванов. Он отметил, что ОАК никогда не называла точную дату окончания испытаний.
В начале апреля старший вице-президент по экономике и финансам "Гражданских самолетов Сухого" заявил, что первый полет Superjet состоится в течение месяца, если считать от 7 апреля. Однако сначала истек апрель, потом настало 7 мая, но лайнер в воздух так и не взлетел.
Когда казалось, что разработчики вот-вот объявят о новой масштабной задержке, вдруг стало известно, что Sukhoi Superjet 100 провел первые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Слово "пробежка" в применении к самолету звучит немного диковато, но в данном случае его следует воспринимать не как спортивное упражнение, а как термин, означающий ускорение самолета почти до той скорости, на которой осуществляется взлет. Случилась "пробежка" 14 мая, а через пару дней представители "Сухого" заявили, что в воздух самолет поднимется до конца мая.
На этот раз обещание было выполнено. Со времени пробежки не прошло и недели, как информагентства отчитались о первом полете. Естественно, самолет принялись хвалить на все лады, а представители "Сухого" отметили, что лайнер ушел в небо "красиво (…), как синяя птица". Не скупился на похвалы и летчик-испытатель, которому поручили первый полет – Александр Яблонцев. Он сказал, что лайнер ни в чем не уступает лучшим самолетам мира. Хотелось бы верить, что так оно и есть.
После первого полета Superjet ждут сертификационные испытания. Только пройдя их, лайнер начнет поставляться потребителям. По подсчетам "Интерфакса", это означает, что задержка составит около двух-трех месяцев.
Всего к середине мая у "Гражданских самолетов Сухого" было 73 твердых заказа на Superjet. Учитывая ранее объявленную каталожную стоимость в 27 миллионов долларов за один лайнер, получается, что "Сухой" может заработать почти два миллиарда долларов при общей стоимости затрат на разработку и создание Superjet в 1,4 миллиарда долларов.
Ожидается, что после первого полета лайнера "Сухой" получит дополнительные заказы на Superjet. В марте 2007 года сообщалось, что всего будет произведено около 1800 самолетов. В таком случае Superjet станет одним из самых удачных бизнес-проектов в российском гражданском самолетостроении. Для сравнения, к апрелю 2008 года Airbus произвел 3471 самолет A320, а Boeing – 1402 B-747.
Для того чтобы сбыть столько самолетов, "Сухому" потребуется выход на зарубежные рынки, причем лайнеры придется продавать не только дружественным странам, которым "Сухой" поставляет военные самолеты, но и в Европу, а может быть – и в США.
И если отечественные авиакомпании с удовольствием заменят устаревшие Ту-134 и Ту-154 новыми Superjet, то вот европейские авиаперевозчики еще десять раз подумают, прежде чем продавать свои Bombardier, Embraer и Airbus и покупать российские лайнеры. Во всяком случае, пока из европейцев Superjet законтрактовали только итальянцы из малоизвестной авиакомпании ItaLy.