Россия
20:35, 23 мая 2008

Грустный праздник Госдума собралась на тысячное заседание

В пятницу, 23 мая, Государственная Дума России собралась на тысячное по счету заседание. С обращением по поводу юбилея к депутатам обратился спикер Думы Борис Грызлов. Президент Дмитрий Медведев направил поздравительное послание, которое зачитал руководитель Администрации президента Сергей Нарышкин. Первое заседание Госдумы состоялось 11 января 1994 года.

И спикер Борис Грызлов, и президент Дмитрий Медведев в своих обращениях подчеркивали важную роль, которую Госдума играет в жизни страны. Вместе с тем, по мнению большинства экспертов, политические функции нижней палаты парламента, как, впрочем, и верхней, в последние годы неуклонно сокращались. Существует версия, согласно которой списки кандидатов в депутаты теперь проходят согласование в Кремле, который высказывает рекомендации. Такие рекомендации, по всей видимости, принимаются руководством партий во внимание. Иначе трудно было бы объяснить отсутствие в Думе довольно заметных, но рассорившихся с Кремлем политиков вроде Сергея Глазьева или Владимира Рыжкова. В списке депутатов есть Рыжак и есть Рыков, а Рыжкова нет.

Но российский парламент не всегда был таким. В мае 1999 года в Думе решался вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина. За обвинение в развязывании войны в Чечне проголосовали 283 депутата из 450, то есть больше половины. Однако требовалось одобрение 300. Больше половины депутатов также признали президента виновным в развале Советского Союза, в событиях октября 1993, в развале армии и геноциде российского народа. Однако потом с Думой что-то произошло. Избранный в 2000 году президент Владимир Путин считался продолжателем прежнего курса, но его политика получала одобрение парламента.

Существуют две основные концепции того, каким образом и почему Госдума из рупора оппозиции и угрозы Кремлю превратилась в исполнителя поручений администрации президента и правительства. Часть российских либералов акцентируют внимание на роли личности в истории. По версии, распространяемой, в частности, Борисом Немцовым, Ельцин в 1999 году ошибся, не разглядев в выдвинутом им преемнике будущего душителя свобод. Клан чекистов, согласно этой теории, сумел в конечном итоге навязать свою волю всей стране.

Владимир Путин. Фото AFP
Lenta.ru

Если верить альтернативной концепции, разрабатываемой Гарри Каспаровым и поддерживаемой демократами с социалистическим оттенком, все дело в исторической предопределенности. По этой версии, в 1990-е годы в результате криминальной приватизации большинство населения оказалось не у дел, а собственность сосредоточилась в узком социальном слое, состоящем частью из бывшей советской номенклатуры, частью - из предпринимателей, не склонных считаться с УК. Для того чтобы не позволить населению избрать депутатов, которые повернули бы всю эту историю вспять, элита на рубеже 1990-2000-ых консолидировалась вокруг президента Путина, который, по этой версии, и ликвидировал демократические процедуры.

Как заявляет Каспаров, еще в 1993 году стало ясно, к чему идет дело, поскольку расстрел парламента плохо укладывался в теорию разделения властей. Лидер ОГФ на днях публично покаялся в том, что на президентских выборах 1996 года голосовал за Ельцина. Изложенная версия, по сути, является признанием правоты левых оппонентов первого президента.

Действительно, принятая в 1993 году Конституция содержит некоторые признаки того, что она готовилась, в том числе, и на случай, когда президенту придется править без парламента. Как еще понять статью, согласно которой при отклонении Думой кандидатуры премьера президент попросту распустит парламент, а главу правительства утвердит своим указом (пункт 4 статьи 111). Повторяя ту же нехитрую процедуру с каждым новым составом нижней палаты, глава государства может править вплоть до следующих президентских выборов, не отягощая себе излишним общением с депутатами.

Борис Ельцин. Фото AFP
Lenta.ru

Сторонники проводившейся Ельциным политики намекают на то, что президенту пришлось пожертвовать демократией ради экономических реформ. Трудно понять, когда именно Ельцину стало ясно, что избранные населением на свободных выборах депутаты затянут формирование "буржуазного класса" на неопределенный срок. В любом случае, во время противостояния президента со Съездом народных депутатов по кандидатуре Егора Гайдара в 1992 все уже было более или менее очевидно. Когда же на первых выборах в Думу в 1993 году победил Владимир Жириновский, а на вторых в 1995 - коммунисты, сомнения, видимо, окончательно рассеялись.

Теория, согласно которой демократические институты вредят экономическому росту, имеет много сторонников. Они указывают на то, что быстрый экономический подъем таких стран, как Южная Корея или Тайвань был возможен именно в условиях авторитарного режима, не считавшегося с требованиями рабочих и позволявшего предпринимателям тем самым сокращать издержки. Разрешать населению принимать участие в перераспределении национального богатства путем выборов своих представителей в парламент, согласно такому взгляду, могут только давно разбогатевшие страны.

Как бы то ни было, и чем бы ни объяснялась утрата Госдумой политической роли в современной России - злой волей чекистов, исторической предопределенностью или экономической необходимостью - с тысячным заседанием сумевших встроиться в вертикаль власти депутатов можно поздравить.

< Назад в рубрику