Наука и техника
15:17, 2 июня 2008

И стар и млад Обзор выставки ILA-2008 и представленной на ней военной авиационной техники

Основной темой авиасалона ILA-2008 стали вопросы разработки альтернативных видов топлива и повышения эффективности современных авиационных двигателей. В этом году особенно чувствовалась озабоченность авиастроителей рекордным подорожанием нефти и ослаблением доллара.

Официально выставка была открыта канцлером Германии Ангелой Меркель. С немецкой стороны в торжественной церемонии приняли также участие Федеральный министр экономики и технологий Михаэль Глосс и президент Cоюза немецкой аэрокосмической промышленности (BDLI) Томас Эндерс.

Салон ILA-2008 проводился на территории площадью более 250 тысяч квадратных метров с 13 павильонами и множеством открытых площадок. На выставке была представлена продукция 1127 компаний и фирм из 37 стран (в 2006 году - 1014 компаний из 42 стран). Всего в ходе выставки в воздухе и на площадках было продемонстрировано более 300 единиц авиационной техники.

Салон проводился в четырех выставочных сегментах: воздушные перевозки, космонавтика, вооруженные силы и оборона, а также авиация общего назначения. В целом за шесть дней работы авиасалона (27-29 мая он был открыт только для специалистов и представителей СМИ, а с 30 мая по 1 июня - для широкой публики) его посетили более 270 тысяч человек.

В рамках салона были проведены более сотни различных конференций и семинаров, в частности прошел первый европейский конгресс по авиатранспорту, а также был организован космический форум ILA Space World, основное внимание на котором было уделено экспедициям на Марс и Луну, а также европейской навигационной системе Galileo. Крупнейшими зарубежными участниками ILA-2008 стали Индия, Россия и США.

Канцлер ФРГ А.Меркель открывает авиасалон ILA-2008. Фото с сайта www.germania-online.ru
Lenta.ru

Индия в этом году была объявлена организаторами выставки страной-партнером (в 2006 году такой страной была Россия, а на ILA-2008 РФ первой за всю историю Берлинского авиасалона получила статус приоритетного партнера). В последнее время в Индии наблюдается быстрое расширение рынка авиационной техники. Наделение Индии статусом страны-партнера обусловлено повышенной заинтересованностью европейских аэрокосмических компаний в том, чтобы привлечь внимание правительства Индии и руководства индийских авиакомпаний к своей продукции.

Салон также позволил Индии представить свои собственные наработки в авиационной области. На выставке демонстрировалась продукция 25 индийских компаний, а выступление пилотажного звена из четырех легких многоцелевых вертолетов Dhruv корпорации HAL стало изюминкой индийской программы салона. На ILA-2008 была организована наиболее крупная презентация продукции индийского авиапрома за всю историю его существования. От военного ведомства Индию представлял министр обороны Акаккапарамбила Энтони.

Помимо всего прочего выставка ILA-2008 была приурочена к 60-летней годовщине начала гуманитарной операции Berlin Airlift, проведенной в 1948-1949 году США и Великобританией. Тогда Лондон и Вашингтон активно снабжали Западный Берлин продовольствием, топливом и медикаментами вследствие блокирования советскими войсками этой части немецкой столицы.

Именно к 60-летней годовщине операции были приурочены показательные полеты раритетных самолетов Ме-109, Me-262, PBY-5A Catalina, Dornier Do 24ATT и DC-3.

Авария самолета "Мессершмидт-109"
Lenta.ru

Не обошлось и без происшествий. После показательного воздушного боя первого в мире серийного реактивного истребителя "Мессершмидт-262" с другим раритетом времен Второй мировой - "Мессершмидтом-109" - последний выкатился за пределы бетонной полосы и сломал стойку шасси. Пилот не пострадал. В связи с аварией демонстрационные полеты раритетной техники были приостановлены.

Что показывали военные

На авиасалоне ILA-2008 доля военной техники и продукции не превышала 30 процентов, все-таки ILA - это больше гражданская, нежели оборонная выставка.

Самолет ВТА C-17 Globemaster III. Фото с сайта www.flightintrenational.com (кликните по картинке, чтобы открыть фотогалерею салона)
Lenta.ru

Американцы представили в Берлине военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III с авиабазы ВВС США Charleston, C-130J Hercules с 493-й авиационной группы (авиабаза Little Rock), топливозаправщик KC-135, истребители F4-F Phantom, F-5E Tiger II, F-15, F-16, а также F-86 Sabre. Европейский концерн EADS и британская BAE Systems продемонстрировали истребители Eurofighter Typhoon и Tornado.

Из вертолетной техники США представили Bell UH-1D, Sikorsky CH-53, Boeing CH-47 Chinook, европейцы - NH-Industries NH90, Eurocopter Tiger, MBB BO 105, а также венгерский модернизированный Ми-24.

Вертолет Ми-24 ВВС Венгрии (кликните по картинке, чтобы открыть фотогалерею салона)
Lenta.ru

Весьма интересными выглядели фигуры высшего пилотажа швейцарской группы Patrouille Suisse на истребителях F-5 Tiger, показательные полеты вертолета Eurocopter Tiger, а также полет сверхзвукового стратегического бомбардировщика ВВС США Boeing B-1B Lancer.

Швейцарская группа Patrouille Suisse. Фото с сайта www.flightintrenational.com (кликните по картинке, чтобы открыть фотогалерею салона)
Lenta.ru

Так как Индия выступала на выставке в качестве страны-партнера, ей уделялось особое внимание. В частности, индийская компания Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) представила одномоторный учебно-тренировочный самолет HJT-36 Sitara, легкий вертолет Dhruv в боевом и гражданском вариантах, а также впервые в Европе продемонстрировала легкий боевой самолет Tejas.

Из российской военной авиационной техники на салоне был представлен только модернизированный для ВВС Словакии МиГ-29 СД, полностью соответствующий стандартам НАТО. Программа модернизации 12 МиГ-29 ВВС Словакии выполнялась РСК "МиГ" в соответствии с контрактом 2002 года и была успешно завершена в начале 2008 года. Истребители МиГ-29 СД получили новые бортовые компьютеры и средства отображения информации, радиостанции и навигационную аппаратуру компании Rockwell Collins, а также систему опознавания "свой-чужой" BAE Systems. МиГ-29 СД стал фактически первым примером взаимовыгодного сотрудничества РФ с иностранными компаниями по адаптации боевых самолетов российского производства к требованиям НАТО.

Boeing B-1B Lancer. Фото с сайта www.ila-berlin.de (кликните по картинке, чтобы открыть фотогалерею салона)
Lenta.ru

Помимо модернизированного МиГ-29СД (MiG-29AS по словацкой классификации), РСК "МиГ" представила в Берлине варианты пакетов модернизации МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ, которые обладают расширенными возможностями по поражению воздушных, наземных и надводных целей.

Первоначально планировалось, что в выставке также будет участвовать российский стратегический бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО - "Медведь"). Предполагалось, что самолет совершит перелет из России к месту проведения выставки, выполнит там демонстрационный полет и затем беспосадочно возвратится на свою базу. Однако по неназванным причинам Ту-95 был исключен из списков самолетов - участников выставки.

Бомбардировщик Ту-95. Иллюстрация с сайта rb-29.net
Lenta.ru

Всего Россию представляли 55 предприятий и научных организаций, в число которых вошли корпорации "Иркут", "МиГ" и ВСМПО-АВИСМА. При этом российская экспозиция на берлинском авиасалоне впервые была представлена в виде отдельного национального павильона.

Свою продукцию на авиасалоне также представили такие фирмы, как Bombardier, Cessna, Cirrus, Diamond, Embraer, Extra, Grob, Hawker Beechcraft, Piper, Liberty Aircraft, Pilatus, Socata and Stemme.

Кроме действующих самолетов, на авиасалоне были продемонстрированы концептуальные модели прототипов будущих истребителей, боевых вертолетов и авиационных двигателей.

Немного истории

Нынешний авиасалон является старейшей в мире выставкой воздушных судов. Впервые он был проведен в 1909 году во Франкфурте-на-Майне. Тогда в нем участвовали 500 экспонентов, а длился салон 100 дней. Наиболее интересным экземпляром на первой выставке был самолет братьев Райт.

Аэроплан братьев Райт "модель Б", 1909 г. Фото с сайта mkmagazin.almanacwhf.ru
Lenta.ru

С 1912 года международный авиасалон переехал под Берлин. После окончания Второй мировой войны выставка проводилась в Ганновере, а после объединения Германии ее в 1992 году перенесли на берлинский аэродром "Шенефельд". С 1992 года была введена обновленная нумерация выставок, поэтому в этом году ILA всего лишь девятая, несмотря на почти столетнюю историю. Начиная с 1992 года салон проводится раз в два года.

Несколько лет назад скептики заявляли, что Берлинский салон не сможет выдержать конкуренцию с другими подобными выставками. Так, в 2002 году впервые от участия в салоне отказались американская корпорация Boeing и российский Центр имени Хруничева, а РСК "МиГ" в последний момент решила не выставлять МиГ-29М2 из-за опасений, что его арестует швейцарская фирма Noga. Для поднятия интереса к ILA-2002 салон лично открывал канцлер Германии Герхард Шредер, который ради этого перенес начало своего визита в Афганистан.

Усилия организаторов выставки были не напрасны, и в последующие годы число участников салона только росло, а открытие ILA канцлером ФРГ стало уже традиционным.

На выставке ILA-2004 "Рособоронэкспорт" представил лучшие образцы российской вертолетной техники и средств ПВО, в частности военно-транспортный вертолет Ми-171Ш, тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26, зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска-М1" и зенитно-ракетные комплексы "Оса-АКМ" и "Бук-М1-2".

В 2006 году на ILA демонстрировались образцы продукции АВПК "Сухой", вертолеты Ми-35М, самолет-амфибия "Бе-200", а также модели космической техники - макет навигационного космического аппарата "Глонасс-К", макеты спутника связи тяжелого класса "Экспресс-АТ" и аппарата среднего класса "Экспресс-АК", а также модель низкоорбитального КА "Гонец-М".

Ожидается, что в 2010 году на юбилейной выставке Internationale Luftfahrt-Ausstellung-2010 число компаний-участников превысит 1500, а по своей красочности и масштабности она станет наиболее ярким событием в области аэрокосмической техники за первое десятилетие XXI века.

< Назад в рубрику