Мир
14:38, 8 июня 2008

Не в этот раз Почему следующим президентом США не станет женщина

Предвыборная кампания Хиллари Клинтон стала одной из самых ярких за последние десятилетия. Ни одна женщина в истории США не была так близка к президентскому посту. И судя по тому, как горячо поддерживали избиратели бывшую первую леди, Америка уже готова к президенту-женщине. Но не в этот раз.

О президентских амбициях Хиллари Клинтон было известно давно. Еще когда она объявила о намерении переизбраться в Сенат от штата Нью-Йорк, демократы опасались, что дальнейшие планы бывшей первой леди могут быть использованы республиканцами против нее. Действительно, во время сенатской предвыборной кампании 2006 года сторонники соперника Клинтон Джона Спенсера пытались убедить избирателей, что место в Сенате нужно Хиллари Клинтон не для того, чтобы отстаивать интересы жителей штата, а как стартовая площадка для борьбы за Белый дом. Тем не менее, Клинтон удалось набрать в два с половиной раза больше голосов, чем Спенсеру. Немалую роль здесь сыграла ее прежняя работа в Сенате и деятельность в рамках различных комитетов.

По иронии судьбы, вполне успешная карьера сенатора оказалась одним из препятствий в демократической президентской гонке. На протяжении всей кампании соперники не уставали припоминать Клинтон, что в свое время она проголосовала за проведение военной операции в Ираке. Да и заслуги бывшей первой леди, относящиеся еще к периоду президентства Билла Клинтона, ставили под сомнение. Недоброжелатели утверждали, что роль Клинтон в реализации программы медицинского страхования детей вовсе не так значительна, как она хочет представить.

Более того, Хиллари Клинтон на протяжении всей предвыборной кампании приходилось тщательно подбирать выражения: журналисты не упускали случая уличить ее во лжи. Одной из самых громких стала история с визитом Билла и Хиллари Клинтон в Боснию в 1996 году. Выступая перед избирателями, бывшая первая леди рассказала, как была вынуждена бежать по взлетному полю под снайперским огнем. Однако этот рассказ противоречил как видеозаписям визита, так и соответствующему фрагменту из книги воспоминаний Хиллари Клинтон.

По мнению экспертов, Клинтон допустила в предвыборной гонке две основные ошибки. Одна из них касалась приоритетов претендентки на Белый дом. Понимая, что получить поддержку всех избирателей и спонсоров практически невозможно, Хиллари Клинтон и ее предвыборный штаб сконцентрировались на густонаселенных штатах и платежеспособных донорах. В результате она получила их поддержку, но главный соперник Клинтон - Барак Обама - обогнал ее в прочих штатах и ежемесячно собирал в свой предвыборный фонд суммы в полтора-два раза больше за счет мелких он-лайн пожертвований.

Второй ошибкой Хиллари Клинтон называют негативную направленность ее предвыборной кампании. Так было не с самого начала. Когда за выдвижение от Демократической партии конкурировали несколько политиков, Клинтон отстаивала свои взгляды, а ее сторонники старались донести их до большинства избирателей. После "супервторника" 4 февраля стало понятно, что у Хиллари Клинтон всего один сильный конкурент – Барак Обама.

Сначала Клинтон опережала Обаму по количеству голосов делегатов, но вслед за "супервторником" для нее началась черная полоса, а у чернокожего сенатора появились шансы на победу. Именно тогда предметом обсуждения стали весьма косвенно относящиеся к предвыборной гонке пол, возраст и расовая принадлежность кандидатов. В ход пошли не самые красивые уловки, например, распространенные через интернет фотографии Барака Обамы в национальном африканском костюме. И хотя причастность предвыборного штаба Клинтон к попыткам испортить репутацию Обамы не была доказана, на ее популярности эта история сказалась.

Да и сторонники самой Клинтон чрезмерно усердствовали в попытках принести ее кампании пользу. Например, отличились Билл Клинтон и Джеральдин Ферраро: оба позволили себе намекнуть на то, что популярность Обамы обусловлена цветом его кожи. Клинтон была вынуждена извиниться за супруга и сотрудницу штаба, а Ферраро впоследствии уволилась с должности помощницы кандидата. Кстати, поддержка Билла Клинтона вообще не лучшим образом сказалась на успехах Хиллари – многие опасались, что власть окажется не в ее, а в его руках, а республиканцы даже прозвали сенатора от штата Нью-Йорк "Биллари".

В марте впервые прозвучало предположение, что Хиллари Клинтон могла бы сдаться и позволить Бараку Обаме объединить вокруг себя сторонников Демократической партии. Естественно, тогда эта идея была с негодованием отвергнута. Напротив, Клинтон продолжала вкладывать в проведение кампании личные средства, а ее штаб с удвоенной энергией выпускал предвыборные ролики, обличавшие Обаму. К этому моменту многим стало понятно, что гонка несколько затянулась, и демократам пора определяться, ведь единый кандидат от республиканцев Джон Маккейн к тому времени уже вовсю работал на победу на ноябрьских выборах.

Весь март, апрель и май кандидаты шли практически на равных. Хиллари Клинтон отставала по числу делегатов, но сохраняла за собой преимущество по числу суперделегатов. В конце концов, еще не была окончательно определена судьба делегатов от штатов Мичиган и Флорида, что тоже давало надежду сторонникам победившей в этих штатах Клинтон. Бывшую первую леди все настойчивее призывали сдаться, она все упорнее доказывала, что является куда более сильным кандидатом, чем Обама.

Развязка наступила в ночь последних праймериз. Уже было ясно, что они не являются решающими и судьба кандидатов окажется в руках суперделегатов. А суперделегаты имели право не определяться до самого партийного съезда в августе. Однако непосредственно в ночь праймериз в Монтане и Южной Дакоте сразу больше десятка человек решили объявить о поддержке Барака Обамы, что позволило ему провозгласить себя единым кандидатом от демократов. И он был прав – он уже преодолел необходимый для выдвижения барьер в 2118 голосов.

Хиллари Клинтон не стала сразу поздравлять Обаму с победой и объявлять о завершении своей предвыборной кампании. Среди ее сторонников нашлось немало людей, которые убеждали Клинтон «бороться до конца», то есть не выходить из гонки до самого партийного съезда. Однако смысла в этом уже не было – надеяться оставалось разве что на то, что передумают суперделегаты. Поэтому Клинтон все же приняла решение о прекращении кампании и поддержала бывшего соперника. Официально она объявила об этом в субботу, 7 июня. Правда, технически Хиллари Клинтон оставила за собой право контролировать делегатов и собирать пожертвования в свой предвыборный фонд. Это необходимо не потому, что она может передумать, но из-за того, что штаб Клинтон в долгах. По неподтвержденным сведениям они составляют сорок миллионов долларов.

После недельного отпуска Хиллари Клинтон присоединится к штабу Обамы. На ее предвыборном сайте уже появился призыв голосовать за Обаму в ноябре. К сожалению, в прощальной речи, во время которой многие ее сторонницы плакали, не стесняясь фотокамер, она не дала ответа на вопрос, волнующий сейчас всех демократов - быть или не быть "команде мечты"? Клинтон не прочь стать вице-президентом, а Барак Обама дал понять, что обдумывает ее кандидатуру. Так что коль скоро в этот раз у Хиллари Клинтон не получилось стать первой женщиной-президентом, она еще может войти в историю США как первая женщина - вице-президент при первом чернокожем главе государства.

< Назад в рубрику