Атомные ледоколы нового поколения у России появятся на год позже, чем планировалось - только к 2015 году. При этом, по словам главы госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко, если не принять срочных мер, то к 2019 году в стране останется только один действующий ледокол - "50 лет Победы" (в 2019-м, правда, можно говорить уже о 74-х годах). Для освоения же арктического шельфа стране потребуется около семи таких судов. "Если первое, что мы сделаем при освоении Арктического шельфа, это уничтожим ледокольный флот, это будет преступление", - подчеркнул Кириенко.
Напомним, в 2004 году министр транспорта Игорь Левитин предполагал, что новый российский атомоход будет введен в эксплуатацию в 2014 году, однако Сергей Кириенко после подписания соглашения о сотрудничестве между "Росатомом" и правительством Мурманской области заявил, что для этого потребуется несколько больше времени. Проект нового ледокола должен быть подготовлен конструкторским бюро "Айсберг" к 2009 году, а с 2010 года должно начаться строительство судна.
Предполагается, что всего на строительство ледокола уйдет около пяти лет. Новый атомоход будет пригоден для использования в речных и морских фарватерах.
Между тем в 2014-2016 годах, по словам Кириенко, действующий атомный ледокольный флот в России постепенно начнет выбывать из строя - уже сейчас из девяти ледоколов эксплуатируются только семь. (На базе ледокола "Ленин", который поставлен на вечную стоянку в Мурманске в 1989 году, к примеру, будет создан музей истории и развития российского атомного флота.) В то же время, по прогнозам Минтранса, грузопоток ледоколов к 2015 году может вырасти более чем в восемь раз - до 16 миллионов тонн.
На развитие отечественного атомного ледокольного флота в текущем году Россия выделит 800 миллионов рублей. Правда, первоначально, по словам Кириенко, на содержание отечественных ледоколов в бюджете не предусматривалось ни копейки, однако по настоянию премьер-министра Владимира Путина в бюджет были внесены соответствующие поправки. Теперь 400 миллионов рублей "Росатом" должен получить после того, как в августе 2008 года ледокольный флот будет передан в собственность госкорпорации, еще столько же - после экономического обоснования.
11 июня Госдума будет рассматривать законопроект, предусматривающий внесение поправок в федеральный бюджет. Не приходится сомневаться, что он будет принят. России необходимы ледоколы для освоения арктического шельфа. "Сегодня у государства есть четкое понимание, что без развития атомного ледокольного флота Россия потеряет свой потенциал в Арктике", - подчеркнул Кириенко. В скором времени конкуренцию России в сфере атомоходостроения может составить Канада, заявившая о планах построить два атомных ледокола, а также США.
Напомним, глобальное потепление, которое вызвало таяние льдов в Арктике, одновременно облегчило доступ к энергоресурсам континента, за который намерена побороться и Россия. Все помнят реакцию США, Канады и Евросоюза летом прошлого года, когда российские ученые в батискафе совершили погружение на дно Северного Ледовитого океана, надеясь доказать, что шельф этой части мирового океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, и таким образом, рассчитывая расширить континентальный шельф России. Зарубежные страны поспешили объявить, что Россия претендовать на дно не может, а Евросоюз предупредил, что ожидает конфликтов с Россией из-за борьбы за энергоресурсы Арктики.
Впрочем, более точно о том, какого рода противостояние ожидает Россию в Арктике, можно будет сказать только в 2009 году. После того, как завершатся исследования проб российских ученых, взятых на дне Северного Ледовитого океана. Ну и после того, как станет ясно, решила Россия подать заявку о расширении шельфа, или нет.