Глава студии Grasshopper Manufacture Гоити Суда (Goichi Suda) - человек своеобразный и непредсказуемый. Описать в двух словах проекты, в создании которых он принимал непосредственное участие, бывает очень непросто - уж больно много всего он умудряется уместить в рамках одной игры. Его очередное творение, экшн No More Heroes, на первый взгляд кажется кособокой и сумбурной безделушкой, но при более тщательном рассмотрении оказывается остроумным и увлекательным экшном, ни в чем не уступающим предыдущим проектам Grasshopper Manufacture.
Но прежде чем начать разговор о новой игре для Wii, хотелось бы вспомнить другой экшн, благодаря которому, собственно, мир и узнал о том, кто такой Гоити Суда. Популярность японскому разработчику принес своеобразный проект Killer7, в котором геймерам предложили играть за престарелого убийцу-шизофреника в инвалидной коляске, у которого проблемы похуже раздвоения личности. Этих самых личностей у него аж семь, и у каждой есть свои способности.
Именно после Killer7 относительно широкий круг геймеров узнал, что товарищ Суда обладает удивительным талантом взрывать мозг игроку. До сих пор об этом знали очень немногие, не в последнюю очередь потому, что его экстравагантные проекты редко выходили за пределы Японии. В Killer7 нашлось место призраку киллера, который любит носить футболки с провокационными надписями; голове молодой девушки в стиральной машинке, которая рассказывает о своем печальном прошлом; группе гангстеров - любителей маджонга, ведущих задушевную тарантиновскую беседу; похотливой и наглой служанке, которая превращается в кроткую горничную, как только в комнате меняется освещение.
И это далеко не все колоритные персонажи игры. Помножьте это на изрядную долю цинизма, высокий уровень насилия и довольно непростую сюжетную основу, затрагивающую политические вопросы, и у вас получится какой-то невообразимый фарс, играть в который, тем не менее, очень интересно.
Ожидалось, что No More Heroes сохранит эту атмосферу веселого безумия, подарив геймерам лишь полную свободу передвижения по миру. Дело в том, что в Killer7 свободы вообще не было - для перемещения по локациям не нужно было даже указывать направления. Игрок зажимал кнопку бега, и персонаж начинал движение по проложенным разработчиками невидимым рельсам, изредка интересуясь у геймера, в какую сторону он хочет свернуть на развилке.
Однако Гоити Суда не любит повторяться. No More Heroes оказалась эдаким японским аналогом Grand Theft Auto, с большим городом и обязательными (или не очень) миссиями, за выполнение которых выплачивается определенная денежная сумма. Вот только делать в неказистом, будто картонном городке на первый взгляд нечем, а задания поначалу отпугивают своим однообразием.
Главного героя новой игры зовут Трэвис Тачдаун. Шизофренией он, к счастью, не страдает, зато обладает целым ворохом других пороков. Трэвис - это типичный геймер и отаку, который проживает в городке Санта Дестрой в номере дешевого мотеля под названием No More Heroes, обладает огромной коллекцией анимешных фигурок, интересуется реслингом и души не чает в своей кошке.
А еще он киллер, состоящий в Объединенной ассоциации убийц (United Assassins Association или просто UAA). В свободное время он рассекает по городу на мотоцикле с лазерной катаной наперевес, выискивая очередного противника. Цель Трэвиса - стать первым в рейтинге лучших киллеров, для чего ему нужно всего-то победить десяток конкурентов.
Резонный вопрос - как же Трэвис опустился до такой жизни? Как оказалось, от геймерства до убийства - всего один шаг. У нашего героя закончились деньги на игры, и он не нашел ничего лучше чем взяться за грязную работенку, которую ему предложила девушка Сильвия, один из агентов UAA. С легкостью победив первого противника, Трэвис стал одиннадцатым в рейтинге, отрезав себе пути к отступлению. Теперь ему нужно либо стать первым, либо пасть от руки другого кандидата.
Естественно, в десятку киллеров попали весьма колоритные персонажи - тут и престарелый любитель караоке, и хамоватая школьница, и флегматичная девушка с лопатой и связкой гранат, и еще целый ряд ярких личностей. Битва с каждым представителем списка лучших убийц превращается в непростое испытание, в котором придется подбирать верную тактику, а не тупо размахивать световым мечом во все стороны.
Потренироваться можно будет во время непродолжительных путешествий, предваряющих схватки с боссами. Встречающееся на пути пушечное мясо не доставит серьезных проблем, зато поможет отработать стандартные приемы до автоматизма. Схема управления в игре не совсем обычна - для уничтожения врагов придется не только нажимать на кнопки, но и дергать контроллером Wii Remote в разные стороны.
Боевая система поначалу выглядит чересчур запутанной, но на самом деле оказывается очень удобной, и, что самое главное, все движения в скором времени начинают выполняться интуитивно. Сперва противника нужно хорошенько обработать мечом или просто попинать ногами - все это выполняется при помощи кнопок. Чтобы добить врага, нужно дернуть контроллер в указанном на экране направлении. Аналогичная ситуация с бросками: захват оглушенного противника с помощью кнопки и выполнение хитрого приема легким взмахом геймпада.
Помимо этого учитываются разные стойки (зависит от того, где игрок держит меч - вверху или внизу), уровень зарядки меча (со временем он истощается, но достаточно потрясти контроллер - и оружие снова в порядке), продолжительность нажатия кнопки атаки, а также есть возможность уходить в сторону от ударов и проводить специальные атаки.
Последние зависят от специального окошка внизу экрана, в котором, как в игровом автомате, крутятся разные символы. Как только выпадет необходимое сочетание, персонаж превращается в настоящего зверя. В зависимости от выпавшей комбинации, Трэвис может получить возможность уничтожать врагов парой метких ударов или даже стрелять сгустками энергии в противников.
А ведь помимо поединков есть и другая, мирная сторона No More Heroes. Например, Трэвис может подстригать газоны, заправлять автомобили, собирать мусор, в конце концов. Короче, приносить пользу городу, получая за это существенную материальную компенсацию. Впрочем, у каждого работодателя найдется и другая, неофициальная работенка, и главному герою вновь придется вспоминать навыки убийцы и устраивать разборки с неугодными заказчику товарищами. Также Трэвис может качаться в тренажерном зале или просто шляться по магазинам, выбирая запчасти для меча или подыскивая футболку с веселым рисунком.
Каждая сценка или встреча с новым персонажем преподносится с изрядной долей юмора и издевки по отношению к нашему герою-неудачнику. При этом в игре целая куча различных шуток, но понять их все смогут только люди с достаточно широким кругозором. В No More Heroes есть отсылки к предыдущим работам Суды, к музыкальной и киноиндустрии, да и провокационные приколы, не привязанные к какой-то конкретной теме. Достаточно вспомнить, что сохранение игры происходит исключительно в туалетах.
Единственное, чего не хватает No More Heroes - брутальности и жестокости Killer7. Поговаривают, что американская версия подобных проблем не испытывает, а вот европейцы получили версию, зажатую в тесные рамки цензуры. Ну, можно еще упрекнуть игру за слабую по нынешним меркам картинку, однако для владельцев Wii это вряд ли станет серьезной проблемой - консоль они приобретали не ради того, чтобы любоваться шикарной графикой.
Гоити Суда сделал забавный финт - он смог создать непохожего близнеца Killer7. Это по-хорошему абсурдный, забавный проект с неплохим сюжетом и запоминающимися героями, которые сверкают на протяжении всех тех жалких минут, которые отведены им перед смертью. И что самое главное - игра ориентирована на взрослую аудиторию. Большая редкость среди проектов для Wii.